Обещание политика

  • Народный депутат Украины
  • Член депутатской фракции "Слуга народа"
  • Председатель Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов

Третьякова в предвыборной программе пообещала создать механизм народного вето на только что принятые законы

19 июня 2019 года на сайте ЦИК была зарегистрирована предвыборная программа политической партии "Слуга народа", по списку которой шла кандидат в народные депутаты Третьякова Галина с обещанием создать механизм народного вето на только что принятые законы.
Не выполнено
Сказано 19 июня 2019 г.

Источник

  • https://www.cvk.gov.ua/pls/vnd2019/wp406pt001f01=919pf7171=403pf72035=0.html

Результат

В своей предвыборной программе партия «Слуга народа» обещала ввести механизм народного вето на только что принятые законы, однако обещание до сих пор невыполнено. В качестве доказательств невыполнения можно привести несколько фактов.

26 января 2021 года ВРУ приняла проект закона № 3612 о народовластии через всеукраинский референдум. Теоретически, законопроект призван реализовать обещанное, но на практике не соответствует пункту предвыборной программы.

1) Предмет референдума. В законе указано, что вопросом референдума может быть потеря силы законом Украины или отдельными его положениями. Однако, предметом референдума не могут быть вопросы налогов, бюджета, амнистии. Таким образом, соответствующие принятые законодательные инициативы уже не подпадают под обещанную концепцию народного вето.

Таким образом, не все «только что принятые законы» могут получить народное вето.

Трудным является процесс подготовки к референдуму, который может занять большое количество времени, а, следовательно, принятые законы могут функционировать значительный промежуток времени.

2) Вопрос средств и частоты проведения референдумов по отмене законов. 14 июля 2021 года председатель ВРУ отвечая на вопрос журналиста о возможности применения народного вето отметил: «Это также через референдум. Закон о референдуме принят. Сейчас зарегистрирован в парламенте закон о местных референдумах. Теоретически, это можно будет делать. Практически, это достаточно дорогой механизм. Я об этом говорил, что проведение всеукраинского референдума стоит около, по расчетам Минфина, 2 млрд грн. Поэтому этот механизм можно запускать, но в исключительных случаях. По глобальным вещам. В том числе и по ветированию законов, теоретически можно сделать через всенародные референдумы»(видео 51:15 - 52:05)

Таким образом, председатель ВРУ, который баллотировался от партии «Слуга народа» в 2019 году, признал сложность выполнения этого обещания.

3) Практичность применения. За два года работы ВРУ был принят ряд законодательных инициатив, которые вызывают интерес и вопросы в обществе. Ни одно из этих решений не было отменено или изменено народным вето. После обретения законом о референдуме юридической силы не было проведено ни одного волеизъявления. И по некоторым вопросам даже не принято положительного решения о проведении такого. Например, уже несколько месяцев инициативная группа, которую возглавляют представители политической партии ВО «Батькивщина», пытаются добиться проведения референдума относительно принятых законодательных инициатив, которые запустили рынок земли в стране. Однако, референдум так и не объявлен. «Слово и дело» не может констатировать, насколько правильно или нет осуществляется сам процесс подготовки к референдуму, а лишь отмечает насколько сложным является процесс.

Учитывая эти факты, отмечаем, что принятие законопроекта о народовластии через всеукраинский референдум не повлияло на выполнение обещания партии «Слуга народа» создать «механизм народного вето на только что принятые законы».

Статус обещания может быть изменен, если этот пункт предвыборной программы получит четкий и простой алгоритм выполнения.