В последнее время вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул постоянно оказывается в эпицентре критики. Его обвиняют в использовании «джинсы» прямо таки в промышленных масштабах, называют «пиар-наркоманом» и бессовестным карьеристом, любой ценой стремящимся получить кресло премьер-министра.
Создается общее впечатление того, что на Александра Вилкула идет направленная и хорошо организованная информационная атака со стороны его оппонентов. К слову, в журналистской среде эту тему постоянно развивают сторонники вице-премьера. Причем, приводя, подчас, совершенно парадоксальные аргументы.
Попробуем разобраться, что же происходит на самом деле: это «заговор» против молодого и перспективного высокопоставленного чиновника или же преобладают тривиальные промахи региональной команды Вилкула, стремящейся применить к всеукраинскому уровню подходы, работавшие во времена днепропетровского губернаторства.
Вначале, впрочем, давайте рассмотрим хотя бы отдельные примеры деятельности оппонентов и сторонников Александра Вилкула за последнее время.
Итак, вначале об информационных «плюхах». Лишь за текущий месяц появился ряд резонансных публикаций об Вилкуле, представляющих его не в самом позитивном свете.
На начало месяца пришлось высказывание известного политолога Владимира Фесенко, приклеившее к вице-премьеру обидное прозвище «пиар-наркомана». Фесенко анализировал информационную конкуренцию между двумя вице-премьерами – Александром Вилкулом и Сергеем Арбузовым.
Тогда же и появилась фраза политолога: «Особенно наивен Вилкул, который становится пиар-наркоманом. У Вилкула нет шансов в ближайшей перспективе стать премьером, даже если он заполонит все СМИ своими пиар-материалами».
Журналист Андрей Черников в своем блоге пошел дальше, высмеяв попытки Александра Вилкула и его команды объяснить пиар-активность происками врагов. Кроме того, были указаны и явные нестыковки в версиях вице-премьера и его помощников. Об этих версиях мы скажем позже, а пока остановимся на третьем, по-настоящему сильном информационном ударе.
Речь идет о статье все того же Андрея Черникова «Программа развития надежды на хорошие дороги», опубликованной в последнем номере популярной газеты «Зеркало Недели». Автор детально анализирует уже не информационную плоскость, а конкретные публичные обещания, данные Александром Вилкулом, и их реализацию.
Черников детально разбирает ситуацию в Укравтодоре, на чем он, собственно, и специализируется, приводит заверения вице-премьера, анализирует заявленные планы правительства, находит массу противоречий и нестыковок и делает однозначные выводы: вице-премьерский подход к решению проблем автомобильных дорог в Украине – поверхностен, неглубок и ни к чему хорошему не приведет.
Теперь перейдем к попыткам объяснить ситуацию с пиаром, предпринятым непосредственно Вилкулом и его пресс-секретарем Сергеем Милютиным.
В начале августа, после ряда критических сообщений и статей, Александр Вилкул предпринял попытку на своей странице в Facebook, что называется, «перевести стрелки» на свою пресс-службу. Засилье информационного пространства позитивными сообщениями и победными реляциями он назвал «ошибкой» пресс-службы, которая, желая добра, «перестаралась».
Также, по мнению вице-премьера, имел место и «черный» пиар со стороны его оппонентов, которые с помощью «джинсы» старались создать ему очень неприятный образ.
Еще глубже этот тезис постарался развить пресс-секретарь Вилкула Сергей Милютин. К слову, этот пиарщик хорошо известен в журналистской среде своими подходами к работе. Наступательный стиль, использование технологий «на грани» (а часто и «за гранью»), очень ему характерны. А потому, и слова его вызвали здоровый и нездоровый скепсис среди журналистов.
Итак, в своем блоге Милютин рассказал о том, что размещающаяся повсеместно «джинса» о вице-премьере … является провокацией и креативной разработкой врагов Вилкула. Милютин даже привел «серьезную» аналогию: «Точно так же в начале 90-х для провокации человеку подкидывали наркотики». Версия действительно довольно парадоксальная, поскольку «топить» таким вот образом чиновника – через «белый» массированный пиар – слишком алогичное и дорогостоящее удовольствие для любого недоброжелателя.
Итак, имеется две версии происходящего. По одной – Александр Вилкул является «пиар-наркоманом» и «слабым чиновником», а по второй – он жертва неких «темных» сил, которые пытаются за счет «ковровых бомбардировок» позитивными статьями и сообщениями добиться дискредитации вице-премьера.
Разумеется, мы не можем оспаривать наличие у Александра Вилкула оппонентов. Они есть и в Партии регионов, и в правительстве, и, наверняка, в Администрации Президента. На Вилкула многие смотрят с плохо скрываемой завистью, а отсюда и неприязнью. Он молод, умеет хорошо работать с аудиторией, за ним стоят серьезные силы и ресурсы. А значит, у него потенциально большое будущее.
Для оппозиционных политиков Вилкул враг, поскольку является одним из олицетворений нынешней правящей команды. Он безусловный спикер, не страшащийся прямых эфиров и ток-шоу, набирающий вес и опыт. Совсем скоро, если не произойдет снижения темпов, Вилкул станет «матерым» политиком, мало чем уступающим наиболее «продвинутым» оппозиционерам.
Но это лишь одна сторона медали. А есть еще и вторая. Александр Вилкул все больше становится политиком и перестает быть чиновником. Сегодня он имеет далеко не самую лучшую динамику исполнения данных им же обещаний. Об этом свидетельствуют цифры системы «Слово и Дело. Народный контроль».
Вилкул – лидер из чиновников Кабинета Министров (за исключением, разумеется, Николая Азарова) по количеству зафиксированных обещаний – целых 309. Только за август база портала «Слово и дело» пополнилась его 30-ю заверениями.
И из этих более 300-а обещаний исполненными можно считать лишь 68. Причем 58 из них относятся к периоду, когда Александр Вилкул занимал должность председателя Днепропетровской областной государственной администрации. Для объективности отметим, что и большинство из невыполненных обещаний, а их 36, относятся к тому же периоду.
Подавляющее большинство обещаний вице-премьера – 66%, или 205 в абсолютных цифрах – находятся в так называемой «желтой» зоне, то есть относятся к категории «в процессе». Учитывая отсутствие в большинстве случаев конкретных сроков выполнения, говорить об изменении цвета на «зеленый» или «красный» не приходится. Однако, «желтый» цвет не добавляет позитива, поскольку свидетельствует о том, что у чиновника слов гораздо больше, чем дел.
Александру Вилкулу и его команде следует очень внимательно проанализировать свою работу в целом, и в информационной сфере, в частности. При сохранении имеющихся подходов (слова сильно опережают дела), Вилкул будет иметь все больше негатива от независимых средств массовой информации, которые не удастся перекрыть никакой дружественной или недружественной «джинсой».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»