«Воздушный экспресс» и другие обещания Каськива

Читати українською

Начало строительства «Воздушного экспресса» - ожидаемое событие текущего года. Несмотря на неоднократные заявления ответственных лиц, в июне начать строительство железной дороги сообщением аэропорт « Борисполь» - Киев не вышло. Более того, получив финансирование от Экспортно-импортного банка Китая, реализация проекта не стартовала и по сей день.

Технический проект электрички из Киева до аэропорта "Борисполь", по словам тогдашнего Министра инфраструктуры Бориса Колесникова, планировали подготовить до конца января 2011 года, однако вскоре в пресс-службе Премьер-министра заявили, что строительство железнодорожной ветки откладывается, и проект будет реализован в течение 2012 года. По факту же этого не произошло: в ноябре Китайская машиностроительная компания (CMEC) и Госинвестпроект подписали техническое соглашение по урегулированию ряда пунктов, которые служили препятствием для начала финансирования проекта Экспортно-импортным банком Китая. Только 19 июня 2013 года последний открыл финансирование "Воздушного экспресса" (отметим, что губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк прогнозировал начало полномасштабного строительства не позднее 8 июня).

Самое большое количество обещаний, не отметившихся результатом, принадлежит Председателю Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владиславу Каськиву.

Несколько лет назад он сообщил, что строительство 5-километровой ветки, которая должна соединить аэропорт "Борисполь" и станцию ​​"Киев-Пассажирский", начнется в 2011 году. Торжественное открытие состоялось в срок, однако в действительности работы не начались, а лишь был заложен  символический камень. Позднее чиновник заявил, что начало реализации проекта планируется сразу после окончания Чемпионата Европы по футболу, после чего сроки были перенесены на начало весны текущего года, потом на конец мая и впоследствии – на конец июня. При этом В. Каськив уточнил, что после завершения строительства железной дороги в аэропорт "Борисполь" проект будет передан в концессионное управление или в частную собственность европейскому оператору.

В связи с низкой степенью исполнительности главы Госинвеста целесообразно в целом взглянуть на результаты его деятельности на данном посту.

Значительное количество обещаний В. Каськива на перспективу касаются строительства LNG-терминала, который должен позволить производить газ на 20% дешевле российского. Первая платформа для терминала, по его словам, будет построена в 2014 году, тогда же начнутся и первые поставки газа. В целом завершить реализацию проекта планируется через 3-4 года.

С целью улучшения качества охраны материнства была начата реализация Национального проекта по открытию перинатальных центров в Украине. Так, к концу 2011 года планировалось создать 8 таких учреждений, в 2012 – 9, а в текущем – 10. По факту же перинатальные центры, открытие которых должно было состояться в 2011 году, были введены в эксплуатацию только в 2012, соответственно, откладывалось и открытие следующих. При этом отдельно взятые центры открывались так же с опозданием (перинатальный центр в Харькове был открыт только в марте, хотя предусматривалось это сделать в феврале, а подобное учреждение в Донецке – только в мае вместо заявленного марта).

Другие обещания В. Каськива касаются инвестиционной деятельности, улучшения качества питьевой воды, внедрения новых стандартов в системе среднего образования, строительства доступного жилья, индустриальных парков и прочего.

Так, к примеру, в 2010 году в Украину планировалось привлечь не менее $12 млрд. прямых иностранных инвестиций, в 2011 – $7,5 млрд., в 2012 – $10 млрд. По факту же за первый год поступило лишь 40% указанного объема, за второй – чуть более 60% и за последний – всего 25%.

Аналогичная ситуация сложилась и с обеспечением городов чистой питьевой водой. Этот процесс должен был завершиться к концу 2011 года, однако только в январе следующего года государство заказало разработку технико-экономического обоснования проекта немецкой компании, которая, кроме всего прочего, должна была проверить все отечественные системы очистки воды. При этом к концу 2012 года в рамках реализации нацпроекта "Качественная вода" была установлена ​​только одна точка продажи очищенной воды в Одессе вместо планируемых 300 (в том числе в Луганске и Мариуполе).

Вместе с тем,  В. Каськиву удалось достичь некоторых успехов в области среднего образования: в 2012 году начал действовать пилотный проект по внедрению системы электронного обучения для учащихся 7-х классов в рамках нацпроекта "Открытый мир".

Как видим, за все последние годы успехи Государственного агентства по инвестициям можно оценить весьма скромно.  Возможно, такое положение и удовлетворяет чьи-то личные или узкогрупповые интересы, но вряд ли это  выгодно для дальнейшего прогрессивного развития страны.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: