Вторая зимовка корейских поездов Hyundai в Украине не обошлась без эксцессов. Скоростной поезд Hyundai, следовавший из Львова в Киев, сломался, не доехав 40 км до столицы. В целом одна поломка с начала зимы - неплохой показатель по сравнению с прошлогодним зимним коллапсом корейцев. Однако вскоре после первой поломки «Укрзализныця» срочно сняла с рейсов все экспрессы Hyundai.
Причиной приостановки курсирования корейских поездов стало проведение технического осмотра. Как долго продлится техосмотр, в «Укрзализныце» не уточнили. Между тем, в Интернете распространились слухи, что в трех скоростных экспрессах нашли поломки, которые могут угрожать жизни пассажиров. Существуют подозрения, что такие поломки могут быть во всех десяти поездах, курсирующих по Украине.
Напомним, что поезда Hyundai в Украину попали в рамках налаживания скоростного железнодорожного сообщения к проведению чемпионата по футболу ЕВРО-2012. Главным вдохновителем и создателем проекта был тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников. По планам чиновников, ежегодно подвижной состав « Укрзализныци» должен был пополняться на 20-25 новых скоростных поездов Hyundai. Сегодня звучит странно, однако в 2012 году чиновники планировали, что скоро корейские поезда будут производиться в Украине. Как заявлял Колесников, ведущие мировые концерны, такие как Siemens и Hyundai, должны сами прийти в Украину, организовать производство или скооперироваться с украинскими предприятиями.
Лето корейские поезда в Украине отъездили, хотя и случались поломки кондиционеров. Однако настоящие проблемы начались в зимний сезон. Оказалось, что Hyundai совсем не приспособлены к украинской зиме. Новоприобретенные скоростные экспрессы начали массово ломаться, люди часами сидели без тепла и света в холодных вагонах. Именно такой сверхвысокий сервис устроили пассажирам корейских поездов.
В июне 2013 года украинские СМИ сообщили, что компания Hyundai бесплатно устранила все проблемы, которые были обнаружены зимой при эксплуатации скоростных поездов. Напомним, что на корейские поезда действует двухлетняя гарантия с бесплатным обслуживанием. Интересно, что будет с поездами по истечении 2-летней гарантии? И доездят ли корейцы до окончания гарантийного срока?
Среди других причин недовольства пассажиров новыми поездами - высокая цена на билеты. В частности, цена билетов второго класса в новых поездах превысила обещанные Колесниковым 250-350 гривен. Не удалось также сократить время движения скоростных поездов. В частности, бывший руководитель «Укрзализныци» и нынешний министр инфраструктуры Владимир Козак обещал, что время движения корейских поездов по существующим маршрутам будет сокращено на 15-25 минут. Однако в новом расписании, которое вступило в силу 26 мая 2013 года, время движения скоростных поездов не было сокращено, а, наоборот, продлено на 11 - 20 минут.
В целом за время эксплуатации поездов Hyundai за компенсацией к «Укрзализныце» обратилось около семи тысяч пассажиров. С 5 мая и до 23 декабря 2012 года в Украине было зафиксировано 99 случаев неисправности электропоездов Hyundai, то есть больше, чем три раза в неделю. В виду постоянных поломок поезда Hyundai в ноябре прошлого года адаптировали к украинским погодным условиям. Как видим, недоадаптировали.
Еще в прошлом году украинские руководители, в том числе бывший премьер-министр Николай Азаров, пытались отстраниться от проблемных Hyundai, заявив, что целесообразнее было бы использовать поезда украинского производства. В частности, летом 2012 года премьер заверил, что поезда Hyundai Украина больше покупать не будет, а предпочтение будет отдано поездам Крюковского завода. С тех пор Украина действительно прекратила закупки корейских электропоездов. В январе 2013 года Крюковский завод начал испытания скоростных поездов собственного производства.
В целом модернизация железной дороги - удовольствие недешевое. Морально устаревший подвижной состав, негибкая ценовая политика, отсутствие модернизационных проектов, масштабное сокращение (почти отсутствие) поездов в западном направлении рано или поздно доведут «Укрзализныцу» до глубокого кризиса. История с проблемными электропоездами Hyundai, как первая попытка наладить в Украине скоростное сообщение, должна научить чиновников, что внедрение скоростного сообщения и модернизация железной дороги дешевыми быть не могут. Вместе с тем, отказываться от модернизационных проектов также не стоит, ведь рано или поздно украинцам захочется провести дома очередное Евро.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»