На прошлой неделе в Верховной раде был зарегистрирован еще один, на этот раз альтернативный, законопроект № 4335-1 «Проект закона о гражданском оружии и боеприпасах». А вместе с ним и проект закона №4336-1 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс для реализации положений закона Украины «О гражданском оружии и боеприпасах».
Дискуссия вокруг темы легализации короткоствольного огнестрельного оружия продолжается более 20 лет. Большинство политиков отмечают, что общество не готово к такому шагу. Факты говорят другое: украинцам разрешено легально владеть огнестрельным охотничьим оружием различного типа - начиная от помповых ружей, заканчивая разнообразными карабинами, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от автоматического оружия военнослужащих.
Представители нынешней власти во главе с президентом Владимиром Зеленским в большинстве своем еще во время предвыборной кампании 2019-го года выступали против шага по легализации оружия. Тезис тот же ‒«общество не готово». Учитывая такие позиции – будут ли иметь шансы соответствующие законопроекты быть принятыми в нынешнем созыве парламента?
Право быть вооруженными
В сентябре легализацию огнестрельного оружия для украинцев поддержал председатель комитета ВР по нацбезопасности Александр Завитневич, указав на необходимость разработки правильной разрешительной системы. Также он отметил, что в Украине отменили наградное оружие, которое дарили многим гражданским, и в этом контексте стоит вспомнить, что депутатам предыдущего созыва его раздавали без всякого ограничения и оговорок. Сейчас закон запрещает выделение наградного оружия всем, кроме действующих сотрудников полиции и военных.
Уже 6 ноября в ВР был зарегистрирован законопроект № 4336 о легализации гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
В тексте с целью предотвращения разночтений и манипуляций даются определения терминам и понятиям, какими должны оперировать те, кто будет иметь отношение к данному закону, определяются основы государственной политики в сфере оборота огнестрельного гражданского оружия и боеприпасов к нему. Также законопроектом устанавливаются категории гражданского огнестрельного оружия (автоматическое огнестрельное, травматическое, короткоствольное огнестрельное, длинноствольное огнестрельное гладкоствольное, длинноствольное огнестрельное нарезное и комбинированное огнестрельное).
Владельцы получают удостоверение, в котором указываются категории оружия, которое может приобрести владелец документа, а на каждую единицу выдается технический паспорт, в котором прописываются сведения о собственнике и серийный номер оружия.
Кроме того, законопроектом определяется, кто имеет право на получение удостоверения владельца оружия, а это ‒ дееспособные граждане Украины, не имеющие медицинских противопоказаний; которые не имеют судимости, она погашена или снята в установленном законом порядке за преступления, предусмотренные определенными разделами Уголовного кодекса (кроме реабилитированных), не привлекались к административной ответственности в течение последнего года по конкретным статьям Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Еще одна важная новация ‒ вводится Единый государственный реестр гражданского оружия, устанавливаются основы его ведения. А лица, решившие приобрести или те, кто уже владеет огнестрельным оружием, должны будут посещать курсы по изучению материальной части оружия, правил обращения с ним и его применения.
Определяются запрещенные к гражданскому обороту огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, части оружия и дополнительное оборудование.
Законопроектом регулируются вопросы приобретения в собственность юридическими лицами гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, наследование, хранение, применение его для защиты и тому подобное.
Уже в пояснительной записке к альтернативному законопроекту № 4335-1 «О гражданском оружии и боеприпасах» отмечается, что до сих пор «при отсутствии базового регуляторного закона в этой сфере действует большое количество несогласованных подзаконных нормативных актов, которые фактически создают видимость регулирования оборота оружия, хотя в соответствии с Конституцией он должен регламентироваться исключительно законом». Также ненадлежащее правовое регулирование оборота создает огромные коррупционные риски как «в вопросах приобретения, хранения, ношения и использования, так и в сферах общественной жизни, которые непосредственно с оружием связаны, как-то ‒ производство или ремонт оружия, функционирование стрелковых тиров и стрельбищ, обучение обращению с оружием, спорт и т.д.». В альтернативном законопроекте предусмотрено разрешения на использование оружия и боеприпасов во всех сферах гражданского оборота, начиная от приобретения права на оружие, его использования, а также хозяйственной деятельности в этой сфере, заканчивая международным сотрудничеством в этой области.
Этот законопроект не только регламентирует оборот короткоствольного огнестрельного оружия в Украине, но и усиливает ответственность за его незаконное использование, а также регламентирует оборот пневматического оружия, что также является очень важным вопросом, учитывая распространенность этого вида вооружения.
В свою очередь авторы законопроекта № 4336-1 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины для реализации положений Закона Украины «О гражданском оружии и боеприпасах» исключают устаревшие советские нормы, предлагают увеличить размеры штрафов за правонарушения в сфере оборота оружия, устанавливают требования к проведению осмотра лиц, осуществляющих транспортировку или ношение гражданского оружия на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения и, для исключения манипуляций, предлагают определение «нетрезвого состояния».
Вопрос опять не ко времени?
К вопросу легализации огнестрельного оружия в Украине наши законодатели обращаются не впервые. Особенно остро он встал с началом военных действий на востоке нашей страны, когда на мирные территории начали бесконтрольно завозить самые разнообразные виды огнестрельного оружия. По статистике последних лет от рук преступников только на месте преступления ежегодно погибает не менее 10 тысяч наших сограждан.
Однако, по той же статистике, только 18% украинцев полностью поддерживают инициативу легализации оружия в государстве; 47% наших граждан однозначно против, другие ‒ не определились. В пояснительной записке к законопроекту под № 4336-1 основательно проанализировано состояние дел в странах устоявшейся демократии, где легализация огнестрельного оружия способствовала уменьшению количества насильственных преступлений против личности и преступлений против собственности. Даже опыт постсоветских стран Балтии, Грузии и Молдовы доказывает, что обеспечение гражданам права на самозащиту с помощью гражданской огнестрельного оружия в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 40-60%. На сегодня оборот гражданской огнестрельного оружия законодательно урегулирован специальными законами во всей Европе и в большинстве постсоветских стран, оборот короткоствольного огнестрельного оружия разрешен в большинстве европейских стран, в частности, в Эстонии, Латвии, Литве, Молдове, Беларуси.
Почему же в Украине общество и экспертная среда разделилась на два лагеря: тех, кто утверждает, что легализация снизит уровень преступности, и на тех, кто считает, что она наоборот добавит проблем? Возможно, потому, что уровень доверия в украинском обществе чрезвычайно низкий? А возможно, потому, что украинцы никак не хотят становиться законопослушными.
Однако, независимо от отношения к данной проблеме, некоторые виды оружия сегодня абсолютно легально можно приобрести по достижении определенного возраста: например, охотничье гладкоствольное ружье ‒ с 21 года, нарезное оружие (карабин, винтовку и ружье) ‒ с 25 лет. Также украинцы имеют право владеть травматическим оружием. По информации МВД Украины, на сегодня граждане легально владеют огнестрельным оружием в общей сложности около 1,3 миллионов единиц (в том числе 900 тысяч ‒ огнестрельное оружие).
Но самую большую проблему на сегодняшний день создает именно нелегальное оружие, которого в Украине, по данным швейцарской исследовательской организации Small Arms Survey, от 3 до 5 миллионов единиц.
Однако оружие само по себе не проблема. Проблема ‒ люди, которые им владеют. Здесь весомыми факторами являются опыт, культура обращения и составляющие этой культуры, и определяют, является ли оружие фактором безопасности или опасности в обществе. И несмотря на то, что в Украине уже более 20 лет можно легально владеть определенными видами оружия, культура обращения с ним все еще низкая. Причин здесь много, потому что все эти годы власть в отношении к этой проблеме занимала позицию страуса, пряча голову в песок.
До сих пор в Украине отсутствуют статистика и прозрачные реестры, которые бы позволили установить точное количество оружия у населения, поскольку его количество может уменьшаться из-за того, что его не перерегистрируют.
Регуляция «оружейного вопроса» осуществляется рядом подзаконных актов, так как профильного закона до сих пор нет. Из-за этого много путаницы: какое именно оружие легализовано в Украине и на каком основании им владеют ‒ четкого и однозначного ответа нет. Также «легализация оружия» часто воспринимается именно как «легализация короткоствольного оружия», а это далеко не совсем так.
Не улучшает ситуацию и судебная практика по делам, связанным с применением оружия. Часто удивляет несправедливость решений относительно законопослушных владельцев оружия, которые применили его в пределах необходимой самообороны.
Вызывают беспокойство владельцы оружия ‒ очень разные по мотивации и моделями приобретенного оружия отношением к нему: кто-то просто держит в сейфе, другие регулярно с ним тренируются, кто-то ходит на охоту и тому подобное. Владельцы же нелегального вообще вне закона, это та категория людей, которая не собирается нести никакой ответственности за свои действия.
Все вышеперечисленные явления нашей общественной жизни не способствуют повышению культуры обращения с оружием, а лишь усиливают деформацию общественных ценностей, когда владение оружием воспринимается как привилегия, а не как дополнительная ответственность. Если очень упростить, то в обществе с высокой культурой обращения с оружием не факт наличия оружия является «крутизной», а умение обращаться с ним.
Возможности для нацбезопасности
Председатель «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин определяет ряд недостатков проекта закона об обороте оружия. Прежде всего, по его мнению, законопроект должен предусмотреть гражданам вооруженную самозащиту от нападающих не только в помещениях, но и на улицах, где вероятность атаки существенно выше. Для этого следовало бы разрешить ношение короткоствольного оружия и урегулировать рынок такого оружия, поскольку неурегулированность этого вопроса привела к формированию в Украине крупнейшего в Европе подпольного «черного» рынка.
Законопроект не позволяет разделить полномочия МВД и передать часть его обязанностей Министерству юстиции, в частности по ведению реестра владельцев оружия. Кроме того, ведомство Арсена Авакова остается монополистом на рынке предоставления вооруженных охранных услуг, а также определяет вопросы разрешений на травматическое и наградное оружие. В предложенном документе люди снова делятся на категории: на тех, кто имеет право владеть тем или иным видом оружия, а кто ‒ нет. И все это решает Кабинет министров. По мнению господина Учайкина, этот законопроект ‒ очередная попытка имитировать бурную деятельность в вопросе удовлетворения потребности населения по самозащите.
К большому сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время государство практически утратило монополию на насилие и контроль за оборотом оружия среди населения, и, очевидно, такая ситуация будет ухудшаться, если власть не обуздает стихийный оборот Законом «О гражданском оружии и боеприпасах», что создаст основы для реализации как права, так и ответственности.
В конце стоит отметить, что легализация оружия в правильных рамках может способствовать улучшению и безопасности страны, и личной безопасности граждан, о чем свидетельствует опыт стран, которые подобное законодательство уже ввели. Хотя бы нужно с чего-то начинать, потому что на «черном» рынке при наличие необходимых средств, уже давно можно купить любое оружие. Особенно в стране, которая воюет.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»