В собственности государства находится более 3,5 тысяч предприятий. Приватизация началась еще при прошлой власти и продолжалась всеми правительствами, но безуспешно. Еще ни разу власти не удалось привлечь столько денег от продажи госимущества, сколько было запланировано бюджетом. Тем не менее, в стратегии экономического развития, представленной Кабмином на основе аудита государства, приватизация остается одной из приоритетных реформ. В комментарии «Слово и дело» эксперты-экономисты объяснили, какие ошибки допускала власть в процессе приватизации и почему реализация государственного имущества постоянно тормозится.
По словам экономиста Андрея Блинова, важно не только проводить приватизацию, но и справляться с эффективным управлением большими имущественными комплексами, которые остаются в распоряжении государства.
«Программа приватизации у нас выполнялась длительное время. Мы видим, что важным моментом является именно эффективность работы предприятий и согласованность того имущества, которое должно подпадать под приватизацию, с государственными стратегиями развития. То есть, насколько государство способно само управлять большими имущественными комплексами и насколько оно видит целесообразность в таком управлении. Это, в принципе, ключевая проблема. Я не вижу ничего плохого в том, что сама приватизация не продвигается. Проблема в том, насколько государство может управлять такими комплексами», — сказал эксперт.
Экономист привел пример угледобывающей отрасли.
«Государство осталось с почти полностью убыточными шахтами, так как более прибыльные были приватизированы во время первой волны. Соответственно, сегодня перспектива этих шахт — добывать убыточный уголь и заставлять государство, так или иначе, финансировать добычу», — отметил Блинов.
Эксперт убежден, что наиболее успешной приватизация выглядит в банковском секторе. Кроме того, на его взгляд, спрос на имущество в Украине достаточно небольшой, несмотря на определенный оптимизм, который существовал после 2014 года.
В то же время, экономист Илья Несходовский уверен: государственная собственность дает возможность власти ставить на руководящие должности таких предприятий своих людей.
«Такие люди путем коррупционных схем просто зарабатывают на этом деньги. Это использование государственной собственности в личных интересах. Но я считаю, что у нас есть и хорошие примеры: в частности, гостиница «Днепр». Очень хорошо реализован сам конкурс, поэтому отдельные успехи есть»,— отметил эксперт.
Экономист добавил, что большая приватизация потерпела неудачу в 2017 году, когда не удалось реализовать Одесский припортовый завод и многие инвесторы сделали соответствующие выводы. По мнению Несходовского, приватизация ОПЗ была реальным шансом открыть для инвестиций Украину.
«Все же был продан завод «Мотор Сич», это свидетельствует о том, что инвесторов интересуют интеллектуальные разработки. То, что сейчас происходит, — люди не хотят вести бизнес в Украине, но они максимум заинтересованы в таких операциях», — сказал эксперт.
Несходовский считает, что приватизация – одна из самых сложных реформ. По его мнению, сопротивления не избежать, несмотря на то, что в 2014 году некоторые изменения в управлении государственной собственностью всё-таки состоялись.
Эксперты справедливо отмечают, что никак не сдвинется с места лишь так называемая большая приватизация. Приватизация малых предприятий проходит достаточно хорошими темпами.
«Многое закладывалось еще правительством Гончарука, который передал на продажу более 500 малых предприятий. Была запущена платформа онлайн-торгов Prozorro, после этого малая приватизация начала происходить ускоренными темпами. И сейчас довольно активно», — отметил заместитель директора Центра экономических стратегий Дмитрий Яблоновский.
По словам экономиста, в любом случае, как на центральном, так и на муниципальном уровнях, государство остается менее эффективным владельцем, чем частный собственник.
«Государство должно избавляться от предприятий и оставить в своем распоряжении только те, которые выполняют какую-то специфическую функцию. Соответственно, если есть возможность что-то продать — надо продавать. Но можно говорить, что фактически какие-то коррупционные интересы этому мешают. Конечно, можно всё свалить на ковид, но я думаю, что сейчас все равно нужно готовиться, привлекать инвестиционных советников, потому что большая приватизация происходит только так. Они могли бы работать, искать потенциальных инвесторов и потом, когда карантин закончится, полноценно продавать», — подчеркнул Яблоновский.
Напомним, в бюджет 2020 года закладывали 12 млрд грн прибыли от приватизации. Для сравнения, в 2019 году ожидали получить более 17 млрд грн, но привлекли меньше миллиарда.
В конце сентября в Украине запретили реализацию крупных объектов на период карантина.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»