В конце прошлой недели в правительстве всерьез заговорили о необходимости введения второго за текущий год жесткого карантина. Продолжаются дискуссии вокруг того, какие именно даты выбрать – уйти ли на карантин в конце ноября-начале декабря, или, возможно, локдаун ввести с середины декабря и продлить на период новогодних праздников.
Такая ситуация выглядит логичной с точки зрения стремительного роста количества больных COVID-19. Однако если первый локдаун в марте-мае можно смело назвать более «предупредительным» мероприятием, то нынешний — необходимостью ради сохранения человеческих жизней и избежания коллапса отечественной системы здравоохранения.
Однако в нынешней ситуации возникает не меньшая проблема: что делать с последующим падением экономики, которое только ускорится вместе с очередными жесткими карантинными мероприятиями, а также, как найти компенсационный механизм за счет бюджета государства, который и так трещит по швам.
Предприниматели и бизнесмены готовятся к еще более тяжелым временам, в то время как в правительстве пытаются найти решение, как уменьшить негативные последствия для экономики и граждан в период очередного локдауна. Похоже на то, что в его введении уже никто не сомневается, речь идет лишь об избрании оптимальной модели и периода продолжительности.
Какие риски и потери может понести украинская экономика? Насколько долго будет приходить в себя, и возможно ли вообще подготовиться к подобному сценарию второго за год вынужденного «паралича» экономики?
Бизнес-страхи локдауна
В целом представители бизнес-сообщества отрицательно относятся к введению очередного локдауна. Представителей малого и среднего бизнеса можно понять — спрос на продукцию и услуги падает, заработки уменьшаются, возможности для капитализации и роста исчезнут на ближайшую перспективу. Не говоря уже о необходимости исправно платить зарплаты рабочим и наемным сотрудникам, а также налоги.
Общественное мнение, как правило, в большинстве случаев также на стороне предпринимателей. По данным опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в сентябре текущего года, почти половина респондентов (47%) высказалась против введения жестких карантинных мероприятий в случае второй волны эпидемии коронавируса. Парадокс в том, что несколько меньше среди опрошенных — около 46% — поддерживают решение властей ввести жесткий локдаун в случае ухудшения эпидемиологической ситуации. Казалось бы, как быть в такой ситуации?
Безусловно, введение локдауна очень существенно уже второй раз за год ударит по сфере услуг, туризма, перевозок, рынку недвижимости. Увеличится количество безработных и одновременно уменьшатся налоговые поступления.
Кроме того, предприниматели предупреждают не только о снижении деловой активности, но и о росте так называемого «теневого» сектора экономики — жизнь в перманентных ограничениях создает возможности для наиболее предприимчивых граждан создавать новые «карантинные ниши» для ведения своего бизнеса.
Вероятно, на макрофинансовом уровне речь идет о сложности выплат по кредитам предыдущих лет, а значит существуют существенные риски для объявления дефолта. Всех сопроводительных проблем в таком случае не избежать: это и «прыжки» на рынке валют в сторону ослабления гривны, подорожание топлива, а с ним и других продуктов и услуг, рост уровня инфляции и безработицы.
Сравнять счет
Перед Кабинетом министров сейчас непростой выбор: нужно взвесить все «за» и «против», и в случае введения жесткого карантина, обеспечить сразу два параллельных процесса — запустить компенсаторные механизмы для малого и среднего бизнеса, а также проследить за тем, чтобы граждане придерживались карантинных ограничений должным образом.
С выполнением и первой, и второй задачи у правительства не единожды возникали серьезные проблемы. На прошлой неделе премьер-министр Денис Шмыгаль объявил о перечне механизмов, которые планирует запустить правительство для облегчения жизни бизнеса в условиях жесткого локдауна.
Во-первых, речь идет о компенсации части зарплат работникам за время вынужденного простоя. Во-вторых, предлагается применить программу портфельных гарантий от государства, которые бы перекрывали до 80% выплат кредитных обязательств бизнеса за счет госбюджета на время жестких карантинных мероприятий. В-третьих, правительство будет продолжать реализацию программы доступных кредитов «5-7-9», которая позволяет получить каникулы для бизнеса.
Все эти шаги пока не имеют апробированного механизма реализации, поэтому понять, как правительство будет реализовывать подобные инициативы на практике, до сих пор невозможно.
Так же трудно прогнозировать и эффект от другой необходимой для реализации локдауна правительственной функции — контроля над соблюдением правил карантина. Так, Верховная рада поддержала правительственную инициативу по штрафам за нарушение правил ношения защитных масок, однако успех этого шага будет измеряться в способности властей наказать нарушителей, удачно прокоммуницировать такой запрет, а еще показать реальный результат по снижению заболеваемости. Все эти меры, и касательно компенсаторных механизмов, и по соблюдению правил карантина только «уравняют» счет в борьбе с коронавирусом. Однако для настоящей победы нужен целый перечень других важных шагов.
Экономика после карантина
Реализация комплексной программы для выхода государства из кризиса потребует дополнительных ресурсов, которых с каждым месяцем карантинных ограничений становится все меньше. А в случае с введением жесткого карантина риски только увеличатся. Возможно, именно поэтому и парламенту, и правительству пока так трудно согласовать поправки в проект государственного бюджета на следующий год.
Безусловно, и на социальные инициативы, и на стимулирование экономики не хватает средств, поэтому чтобы не объявлять дефолт и не прибегать к дисбалансам в экономике, правительству придется снова идти на рынок внешних заимствований. Поэтому одним из существенных рисков, которые будут влиять на экономику в следующем году, является вероятность приостановки сотрудничества с Международным валютным фондом.
Однако с другой стороны, отечественная экономика может получить существенный толчок в случае, если правительство и парламент эффективно отреагируют на нынешние вызовы. Речь идет о ряде шагов, которые могут гораздо лучше сработать в виде механизмов компенсаций в перспективе на полгода-год. Например, это вопрос «замораживания» или даже снижения цен на тарифы для населения. Еще один вариант — ряд шагов по уменьшению налогового давления на малый бизнес и граждан вместе с введением «налоговых каникул» сроком на 3 месяца. Это и вопрос уменьшения ставок налогообложения на недвижимость и снижение уровня других налогов, в частности, например, на ввоз специализированной техники и «растаможку» авто.
С одной стороны, подобные шаги могут показаться популизмом с целью завоевания как можно большей лояльности со стороны граждан. С другой, именно поддержка действий властей в условиях жестких карантинных ограничений может стать решающей и для победы над уровнем заболеваемости коронавирусом, и для выздоровления украинской экономики.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»