Один из трендов, который особенно сильно активизировался накануне местных выборов-2020, – создание и информационная «раскрутка» местных партийных проектов. Это стало возможным благодаря двум основным факторам: слабым позициям по внедрению партийной работы уже существующих политических сил в регионах, а также процессу децентрализации.
Уже сейчас заметно, что почти во всех крупных областных центрах есть свои «местные» партии-фавориты, которые в основном ориентируются на действующего мэра или на влиятельных представителей местных элит.
Действительно ли целесообразно создавать местные партии под выборы и какого эффекта стоит ожидать от этого явления? Действительно ли украинцы требуют более разветвленной партийной структуры еще и на местном уровне? Почему крупные партии-бренды время от времени уступают представителям местных элит?
Постоять за себя
Сначала мэр Черкасс, а после него и мэры других городов стали все чаще публично выражать протест против действий центральной власти. Особенно это касается темы о введении более жестких карантинных мер. Последний решительный протест против внесения города в так называемую «красную зону» карантинных ограничений высказал мэр Тернополя Сергей Надал.
Действительно, местные партийные проекты стали неожиданными конкурентами и для команды Владимира Зеленского, и для влиятельных оппозиционных политсил. Запрос на регионализацию политики возрастает с приближением каждых местных выборов в Украине. Влиятельным мэрам крупных городов выгодно получить собственную опору в местном совете в виде подконтрольной фракции.
Как правило, местные партийные проекты известны исключительно на локальном уровне, однако настоящей интригой местной избирательной кампании 2020 года стало создание «партии мэров» на всеукраинском уровне. Так, партия «Пропозиция» объединила 6 мэров городов (5-ти областных центров – Житомира, Днепра, Черновцов, Черкасc, Кропивницкого и города Каховки Херсонской области) из разных регионов страны. Каждый из них, по сути, не нашел своего места или не смог договориться с командой Владимира Зеленского. В отдельных случаях – как это было с мэром Черкасс – президент даже пошел на открытый публичный конфликт с избранным обществом представителем местной власти. Подобное поведение крайне опасно и опрометчиво, учитывая особенности региональной политической повестки дня в Украине.
По сути, запрос на появление «партии мэров» сформировался еще осенью 2019 года, когда соратники Владимира Зеленского, не рассчитав своих сил на фоне общей победной эйфории, захотели прижать к ногтю непокорного мэра столицы Виталия Кличко.
Сделать им этого так и не удалось. Кличко стал уважаемой фигурой на Банковой, так как мог вести переговоры с властью, представляя интересы большинства влиятельных городских голов из разных регионов Украины.
При этом сам Кличко возглавлять условную «партию мэров» не захотел, а сконцентрировался на реанимации собственной политической силы «УДАР», которая уже на старте избирательной кампании, по данным социологических исследований, уверенно лидирует на выборах в Киевсовет.
Зачем мэрам свои партии?
Ответ на этот вопрос кажется очевидным – для усиления позиций в своих регионах. Однако в соответствии с действующим избирательным законодательством участие в выборах по пропорциональной системе возможно только для партий, поэтому неудивительно, что местные политики и элиты стали создавать различные партийные проекты.
Фактически на политической региональной арене всех крупных городов Украины активно работают местные политические партии, которые ориентируются на действующих мэров. В Одессе это партия «Доверяй делам», в Харькове – «Блок Кернеса – Успешный Харьков», в Мариуполе – «Блок Бойченко», во Львове помогать Андрею Садовому будет партия «Самопомощь», в Чернигове – партия «Родной дом» мэра Владислава Атрошенко. Все перечисленные партии имеют реальные шансы получить большинство или значительные по количеству мандатов фракции в местных советах.
Прежде всего они являются конкурентами для нынешней партии власти «Слуга народа», а также доставят немало сложностей для всеукраинских оппозиционных политических сил, заставив считаться с местными элитами.
Сила и слабость местных партий
Местные партии будут иметь успех только в тех городах и регионах, где будут ассоциироваться с влиятельным местным политиком. Это может быть мэр или представитель сильных в данном регионе финансово-промышленных групп или крупного бизнеса.
Местные партии отражают протестные настроения украинцев, которых не устраивает деятельность крупных оппозиционных политических сил в силу разных причин. В одних регионах просто не ведется качественная партийная и кадровая работа, в других – нынешним оппозиционным силам не хватает медийного или финансового ресурса. Зато местные партийные проекты могут аккумулировать в себя уже существующую команду политиков, работающих в конкретном регионе много лет. К таким политикам на местных выборах доверия больше, ведь эффект от их действий или бездействия избиратели могут непосредственно ощутить на качестве своей жизни.
Местные партийные проекты могут стать как влиятельными игроками в конкретном регионе, сыграв на оппозиционных чувствах избирателей, так и наоборот – со временем стать активными сторонниками действий центральной власти, если местные элиты увидят для себя определенные выгоды.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»