Амнистия как один из элементов окончания конфликта на Востоке Украины – очень болезненный и крайне спорный вопрос для украинского общества, который уже звучит из уст первых лиц государства и «висит» в воздухе последние несколько лет. Кто подпадает под амнистию, по каким критериям, как будет работать алгоритм определения в судах: кого амнистируют, а кого нет? Все эти вопросы очень беспокоят украинское общество в целом, большинство негативно относятся к идее амнистии и считают ее реализацию опасной для благоприятного развития Украины.
Впрочем, амнистия пока прописана в пошаговом плане действий по мирному урегулированию конфликта в Донбассе. Эта же логика предполагает выполнение Минских соглашений и, вероятно, будет заложена в разработку нового закона о так называемом «особом статусе» ОРДЛО. Скорее всего, парламенту придется разработать отдельный закон об амнистии граждан Украины, которые сейчас находятся на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.
Все эти вопросы крайне чувствительны для всех украинцев, не только учитывая мирные инициативы власти, а еще и потому, что на необходимости амнистии настаивают в Кремле. Во время итоговой пресс-конференции в Париже президент РФ Владимир Путин особо отметил данный вопрос. «Не стоит затягивать и с выполнением других обязательств, а именно амнистией и законодательном запрете на уголовное преследование лиц, участвовавших в событиях на Востоке Украины», – заявил Владимир Путин.
Уже после встречи в Нормандском формате глава России намекнул на печально известную трагедию в Сребренице в 1995 году, которую позже Международный суд ООН признал геноцидом. Именно отсутствие закона об амнистии и возвращение границы с Россией под контроль Украины, по мнению Путина, может спровоцировать массовые убийства граждан на Донбассе.
Официальные власти Украины почти единогласно говорят о единой позиции: амнистия возможна только для граждан, которые не совершали тяжких преступлений и непосредственно не участвовали в военном конфликте на стороне незаконных вооруженных формирований так называемых «ЛНР-ДНР». Так, президент Владимир Зеленский накануне встречи в Париже отметил, что на освобождение от уголовной ответственности могут рассчитывать только те, кто не причастен к убийствам и другим тяжким преступлениям против украинских граждан.
Значит ли это, что каждый отдельный случай будет исследован украинскими судами, или закон будет предусматривать отдельную процедуру определения – что такое «тяжелое» и «не тяжкое» преступление? Возможно, в законе заранее укажут критерии для определения степени преступлений, совершенных теми или иными гражданами.
Общественные настроения
Опросы украинских граждан, которые проводили социологи в конце ноября текущего года четко свидетельствуют в целом негативное отношение респондентов к вопросу амнистии. Так, по данным совместного соцопроса Фонда «Демократические инициативы» и «КМИС», только 8% опрошенных поддержали бы освобождение от уголовной ответственности для всех боевиков, тогда как 63% считают полную амнистию для всех участников боевых действий против украинских войск неприемлемым компромиссом. Еще 22% считают, что амнистировать можно участников незаконных вооруженных формирований, за исключением тех, кто совершал серьезные преступления (убийства гражданских лиц, пытки и т.д.). И, наконец, 25% среди опрошенных граждан Украины не готовы ни к одному из вариантов амнистии.
Несмотря на это, в одном из пунктов Минских соглашений все же присутствует формулировка об «обеспечении помилования и амнистии путем введения в силу закона, который будет запрещать преследования и наказания в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В Кремле особенно настаивают на этом пункте, потому что понимают: если виновные в военных действиях против украинцев не будут амнистированы, то с ними придется что-то решать уже России. В то же время именно командиры боевиков и руководители так называемых «республик» должны были бы стать основным ядром кандидатов на местных выборах, которые также должны состояться согласно Минским соглашениям.
Еще в 2014 году Верховная рада попыталась принять закон о недопущении преследования и наказания участников вооруженного конфликта на территории Донецкой и Луганской областей. Впрочем, документ так и не был подписан президентом, и данный вопрос длинным шлейфом «завис в воздухе».
Варианты реализации
Еще с 2015 года действует специальная программа СБУ «Тебя ждут дома», целью которой и есть возможность амнистии для лиц, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных группировках на неподконтрольных Украине территориях, если, конечно, они не совершали тяжких преступлений. За все эти годы такой программой воспользовались всего 383 человека.
Международный опыт свидетельствует, что в юридической плоскости процесс реализации амнистии может длиться годами, если не десятилетиями. Ведь он предполагает длительный переходный период деоккупации, работу правоохранительных органов и судов. Сравнивать с другими кейсами по данному вопросу достаточно трудно, ведь все они отличались и продолжительностью конфликта, и причинами, и последствиями. Очевидно одно: учитывая, что на неподконтрольной территории Донбасса может проживать минимум 3 миллиона населения, процедура амнистии для граждан ОРДЛО будет очень длительной.
Дискуссионным является и вопрос об амнистии военных преступников, учитывая международные обязательства Украины. Следуя им, амнистия не может распространяться на лиц, совершивших тяжкие преступления, военные преступления. Также она не может распространяться на граждан России, которые принимали участие в вооруженном конфликте на Донбассе. Правда, чтобы действовать по международным правилам, Украине нужно было бы еще ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда.
Более того, в рамках подготовки к самому процесу амнистии юристы давно указывают на необходимости вносить изменения в Уголовный кодекс Украины относительно надлежащей криминализации международных преступлений. Кстати, эксперты также отмечают отсутствие достаточного опыта украинских судов в вопросах рассмотрения таких преступлений, как геноцид, военные преступления и преступления против человечности.
Альтернатива амнистии?
Кроме организации самого процесса переходного правосудия, юристы указывают еще на одно очень существенное обстоятельство – возможность отечественной карательной юстиции. Учитывая количество людей, которые действительно могут быть причастны к тяжким преступлениям, в украинских тюрьмах может просто не хватить мест для отбывания наказаний.
Что уж говорить о других гражданах на временно оккупированных территориях, которые так или иначе оказались в тисках оккупации и хотя не совершали преступлений, однако были причастны к деятельности оккупационных властей. Именно поэтому юристы указывают на необходимости тщательной подготовки законодательства, предлагая по четким критериям разделить тех, кто подпадает под военных преступников, комбатантов, коллаборационистов (то есть лиц, участвовавших в организации власти или управлении территориями под руководством оккупационных войск и их главарей), остальных граждан на неподконтрольной территории.
Кроме изменений в карательной юстиции, Украине придется подготовить собственное законодательство в определенных ограничительных мерах, применяемых при деоккупации территории и также причастным к вопросам амнистии. Речь идет о возможности временного ограничения определенных гражданских прав (сейчас это противоречит Конституции Украины), например, назначение на должности, возможность избирать и быть избранным, получить оружие и тому подобное.
В общем без глубокой дискуссии и длительной подготовки у процесса переходного правосудия может просто случиться коллапс. В то же время отказаться от дискуссий о процессе амнистии, если Украина действительно собирается возвращать людей и территории, в принципе, невозможно. Именно этот вопрос может как спровоцировать, так и снять социальную напряженность в обществе.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»