Пиар, популизм и манипуляции – основные инструменты кандидатов в президенты перед выборами. Большинство претендентов уже который год в политике, практически у каждого есть проваленные обещания, о которых они умалчивают. Излюбленная тактика – настойчиво рекламировать себя в ответ на любые претензии и контраргументы. «Слово и Дело» на примере одного выпуска ток-шоу «Право на владу» (на который были приглашены Юлия Тимошенко, Руслан Кошулинский, Анатолий Гриценко и Александр Шевченко) покажет, как кандидаты уходят от ответа на неудобные вопросы и продолжают «гнуть свою линию», несмотря ни на что.
Юлия Тимошенко
Подводя итоги работы Тимошенко за время работы восьмого созыва Верховной рады, «Слово и Дело» выяснило, что депутат провалила ряд предвыборных обещаний из-за того, что не голосовала за те изменения, которые обозначала важными в своей программе. Так, в частности, были провалены обещания добиться снятия бюрократических препятствий в деятельности волонтеров, обеспечить социальные гарантии для участников АТО, добиться принятия закона о прозрачности финансирования партий, принять закон, по которому каждый чиновник обязан доказать легальность происхождения своего имущества, и поддержать любые представления на снятие неприкосновенности с депутатов.
Во время эфира «Права на владу» ведущий Сергей Иванов, ссылаясь на данные «Слова и Дела», задал Тимошенко соответствующий вопрос: «Большое количество обещаний вашей партии было связано с голосованием за конкретные решения в парламенте. Часть этих обещаний вы персонально не выполнили, поскольку не присутствовали во время голосований. У нас вопрос, почему вы отсутствовали во время рассмотрения очень важных вопросов, которые касались судьбы страны и одновременно относительно внедрения каких-то передовых способов управления. В частности, как оптимизация предоставления админуслуг».
Тимошенко от ответа на вопрос фактически ушла. «Наша команда представлена в парламенте фракцией. Наша фракция голосовала за все важные законопроекты для Украины. И это, по сути, сегодня можно увидеть на нашем сайте. И могу сказать, что я лично, управляя фракцией, вместе с фракцией решаю, как голосовать. В том числе за минимизацию админдавления на бизнес наша фракция голосовала», – заявила народный депутат (дальше речь пошла о «Новом курсе»), ни слова не сказав о своем персональном участии в голосованиях.
При этом даже если взять голосования за законопроекты, которые направлены на уменьшение давления на бизнес, то и здесь Тимошенко не всегда принимала участие в голосованиях. Например, она поддержала проекты законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора» и «О внесении изменений в закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно либерализации системы государственного надзора». Но отсутствовала на голосовании, в частности, за законопроекты «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно порядка временного изъятия имущества и проведения обыска», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков)», «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». А вот другие члены фракции «Батькивщины» действительно голосовали активно.
Не была Тимошенко откровенна, отвечая и на еще один вопрос. «Вы очень часто призываете к политической ответственности власти, в частности, из-за недавнего расследования по оборонке, по коррупции во власти. Я хочу вас спросить: в случае, если вы заняли одну из самых высоких должностей в стране, президентскую или премьерскую, и кто-то из вашего окружения будет уличен на том, как сейчас Бигус провел расследование, готовы ли вы понести политическую ответственность и уйти в отставку?», – спросил главный редактор портала «РБК-Украина» Сергей Щербина.
На что кандидат в президенты ответила: «Да, абсолютно». Но Тимошенко уже один раз обещала уйти из власти, если не выполнит свое обещание. Дело было в 2007 году, когда Тимошенко занимала пост премьер-министра и уверяла, что если ее правительство на протяжении двух лет не вернет вкладчикам Сбербанка СССР их сбережения, то она уйдет. Несмотря на то, что возврат средств за два года осуществить не удалось, Тимошенко свою должность занимала до марта 2010 года.
Когда аналитики «Слова и Дела» напомнили ей об этом, политик перевела тему с собственной потенциальной отставки на проблемы вкладчиков Сбербанка СССР: «Прекрасный вопрос. Вы знаете, сколько споров идет относительно невыплаченных сбережений Сбербанка Советского Союза … Но я хочу сейчас публично сказать: кто бы что об этом ни думал, я считаю, что государство должно возвращать свои долги».
На что расчет? Верно, на то, что вы уже забыли вопрос, на который отвечает Юлия Владимировна.
Отметим также, что баллотируясь на этих выборах, Тимошенко пообещала сложить полномочия президента, если за сто дней на должности не выполнит свой план действий. Не трудно предположить, что если в случае победы Тимошенко на выборах кто-нибудь спустя сто дней рискнет напомнить ей о невыполненном обещании, мы снова услышим в ответ о вкладчиках Сбербанка, важности и сложности «Нового курса», в общем – о чем угодно, только не об отставке.
Анатолий Гриценко
Гриценко в своей предвыборной программе обещает: «Будет сокращение должностей с увеличением зарплаты и усилением ответственности за коррупцию, с проверкой на полиграфе и провокацией взятки». При этом внести законопроект о провокации взятки Гриценко обещал еще в 2009 году, когда был народным депутатом. Тогда свое обязательство он провалил. Во время шоу у него резонно поинтересовались, что ему мешало выполнить обещание: «Вы были две каденции народным депутатом Украины, что вам мешало тогда внести законопроект о провокации взятки?».
В ответ Гриценко заявил, что «внес более сильный законопроект» о наказании судей-взяточников, прокуроров-взяточников и следователей-взяточников. Речь идет об одной и той же инициативе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия взяточничеству», которую он пять раз регистрировал за время работы 6-го созыва Верховной рады. Но в этой инициативе не было ни слова о провокации взятки. Ответил ли Гриценко на вопрос «почему он не внес законопроект о провокации взятки за два созыва»? Конечно, нет.
Руслан Кошулинский
Часть предвыборной программы Кошулинского совпадает с обещаниями из программы ВО «Свобода», по спискам которого депутат когда-то прошел в парламент. Причем совпадает с проваленными обязательствами. Речь, например, об обещаниях отменить депутатскую неприкосновенность и принять закон об импичменте президента. «Вы были не рядовым депутатом в Верховной раде прошлого созыва, что вам мешало это сделать, хотя бы внести соответствующий законопроект», – спросил Сергей Иванов, ссылаясь на данные «Слова и Дела».
«В 2014 году ни один законопроект Кошулинского, ни один, даже нейтральный, который касался, например, наказания догхантеров, не проходил в парламенте сознательно. Только потому, что это подавал Кошулинский», – заявил кандидат.
На самом деле, политик лукавит: в течение 2012-2014 годов он принимал участие в разработке 32 законодательных инициатив, и некоторые из них были приняты. К примеру, законопроекты «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности)», «О внесении изменений в статью 13 закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» (относительно установления возраста детей, находящихся в детских учреждениях отдыха и оздоровления вместе с родителями)».
При этом ни об импичменте президента, ни об отмене депутатской неприкосновенности Кошулинский законопроект не подавал. Более того, и он, и вся фракция «Свободы» в мае 2013 года воздержались при рассмотрении проекта постановления «О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины относительно неприкосновенности». Так что эти обещания полностью провалены.
Александр Шевченко
Похожий вопрос был и к Шевченко. Как кандидат в президенты он обещал инициировать законопроект о механизмах отзыва депутатов всех уровней, внести законопроект об уголовной ответственности за коррупцию и так далее: «Вы обещаете страшные вещи для чиновников, депутатов, коррупционеров. В частности, максимальной простой механизм отзыва депутатов, от 10 лет до пожизненного заключения коррупционерам и так далее. Вопрос очень простой: почему вы не внесли соответствующие законопроекты, будучи депутатом?».
Шевченко, который является народным депутатом 7-го и 8-го созывов парламенте, на поставленный вопрос так и не ответил. Зато рассказал, что он «не занимается популизмом» и для него «количество законов не означает качество», а дальше пошел рассказ об инициативе Шевченко о запрете идеологии «русского мира». И хотя количество законопроектов для него не означает качество, Шевченко присоединился к разработкам 133 инициатив, из которых приняли всего 7.
Выводы делайте сами: претенденты на должность главы государства не хотят отвечать даже на самые элементарные вопросы о своих невыполненных обещаниях. Вместо этого мы слышим если не отговорки, то просто заученные фразы из рекламной кампании кандидата.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»