Выборы без тормозов: что разрешено, а чего не стоит делать во время агитации

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Избирательные штабы кандидатов в президенты начали подготовку к «юридическим войнам». При этом для юристов и специалистов в области избирательного законодательства вполне очевидно, что нарушений хватает во всех сферах ведения агитации.

Впрочем, вероятность того, что кто-то из кандидатов будет наказан за незаконную агитацию или «грязные» политтехнологические приемы, крайне невысока. А вот то, что подобные дела будут приобретать общественный резонанс и могут иметь последствия для рейтингов кандидатов, вполне реальная история.

Более того, Центральная избирательная комиссия в случае, если неправомерные поступки кого-то из кандидатов и их штабов будут доказаны, может принять ряд существенных решений, вплоть до снятия кандидата с выборов. Пока ЦИК отказывала только в регистрации. Отказ по разным причинам получили 47 человек, которые подавали свои документы на выдвижение кандидатами в президенты.

Известно, что ЦИК крайне редко принимает кардинальные решения о снятии кандидатов с избирательной гонки. Как правило, об этом просят сами кандидаты. Были случаи, когда ЦИК отменяла регистрацию кандидатов-двойников. Впрочем, даже в этом году ЦИК не увидела никаких злоупотреблений и зарегистрировала кандидатом самовыдвиженца, нардепа-мажоритарщика Юрия Тимошенко.

Какие приемы и технологии будут применять кандидаты в президенты? Будут ли они расследованы правоохранительными органами и какие юридические последствия ощутят на себе нарушители?

Противостояние «сетей»

В последние дни Украину всколыхнул скандал вокруг использования кандидатами так называемых «сетей» для подкупа избирателей. О подобных случаях много пишут как рядовые украинцы в соцсетях, так и различные СМИ. Впрочем, доказательств использования такого нечестного метода достижения результатов до недавнего времени не было.

Социологи смоделировали второй тур президентских выборовЕсли бы президентские выборы в Украине проводились в начале февраля, выйти во второй тур самые высокие шансы имели бы Владимир Зеленский, Петр Порошенко и Юлия Тимошенко.

Однако в СБУ таки нашли первые доказательства создания подобной избирательной «пирамиды». Совместно с ГБР и Генпрокуратурой Служба безопасности отчиталась о проведении 30 обысков. Среди основных организаторов – подозревают нардепа от партии «Батькивщина». По свидетельству правоохранительных органов, подкуп избирателей собирались осуществить в Хмельницкой области, для чего планировалось потратить три миллиона гривен.

В свою очередь лидер партии «Батькивщина» и кандидат в президенты Юлия Тимошенко еще до обысков СБУ подала в суд на действующего главу государства Петра Порошенко по поводу незаконной агитации. Правда, 6-й Апелляционный административный суд отклонил иск Тимошенко.

В общем, штабы Порошенко и Тимошенко уже несколько месяцев подряд обвиняют друг друга в создании и использовании «сетей» для подкупа избирателей. При этом критически важным до недавнего момента была именно позиция правоохранительных органов. Только благодаря расследованием подобных случаев и решением судов можно надеяться получить определенные правовые последствия для нарушителей избирательного законодательства. И только после этого ЦИК могла бы совершить определенные действия, которые входят в его компетенцию.

Подкуп избирателей? Нет, не слышали

Важна позиция МВД и Нацполиции. Так, силовики предупреждают граждан об уголовной ответственности как за подкуп избирателей, так и за получение подобных «вознаграждений». То есть руководство МВД и Нацполиции декларируют равноудаленность от всех политических игроков.

На президентские выборы-2019 зарегистрировали рекордное количество кандидатовОфициальными претендентами на пост президента Украины стали 44 человека. На самых первых выборах баллотировались всего шесть.

И действительно, за подкуп предусмотрена уголовная ответственность – по ст. 160 Уголовного кодекса Украины можно получить максимально до 7 лет заключения. В Нацполиции отчитываются об открытии уже 66 производств по подозрению граждан в подкупе избирателей. При этом сам глава МВД Арсен Аваков публично сообщил об информации относительно попыток развертывания систем масштабного подкупа. Мол, как только подобные действия перейдут в фазу совершения преступления, то Нацполиция мгновенно отреагирует.

Случаи с подкупом избирателей и использования «сетей» для распространения денежных выплат и продуктовых наборов широко использовалось во время всех избирательных кампаний, начиная с 2000-х годов. Поэтому политики уже почти 20 лет имеют возможность прекратить подобную позорную практику, однако на каждых выборах история с подкупом продолжается.

Правила, известные для всех

Почему же подкуп происходит и в дальнейшем? Почему фиксируются другие нарушения агитации? И что делать с этими фактами?

Очевидно то, что кандидаты прибегают к подобным противоправных «правил игры», свидетельствует о том, что они совсем не боятся наказания. Интересным кейсом в подобной ситуации стали довыборы в 205 мажоритарном округе в Чернигове в 2015 году. Даже имея неопровержимые доказательства прямого подкупа избирателей, никаких правовых последствий, кроме рейтинговых потерь, ни один из кандидатов и их команд на себе не почувствовал.

Именно 4 года назад остро встал вопрос усиления ответственности за противоправные действия во время агитации на выборах. Соответствующие изменения в законодательство были внесены, но это так и не имело соответствующего эффекта.

Президентские выборы: как Аваков пытается выступить в роли арбитраАваков призвал не допустить подкупа избирателей и заверил, что ни один из кандидатов в президенты не получит преференций. Кроме того, он напомнил случай, когда за подкуп избирателей женщину приговорили к 5,5 годам лишения свободы.

Еще весной прошлого года в МВД представили законопроект об усилении ответственности за подкуп на выборах. Документ был внесен в парламент, но до сих пор не внесен в повестку дня, хотя даже соответствующий профильный комитет рекомендовал его к рассмотрению.

Речь идет не только о подкупе, но и о других видах фальсификаций. В частности, эксперты указывают на то, что законодательно недостаточно урегулированным вопросом является отношения кандидатов и их агитаторов. То есть нужно предусмотреть возможность официально из избирательного фонда оплачивать труд агитаторов, наблюдателей и членов избирательных комиссий (некоторые из которых действительно получат официальное денежные вознаграждения, однако штабы кандидатов часто доплачивают за такую работу «в конвертах»).

Еще одним ударом по равным возможностям могло бы быть решение об ограничении политической рекламы. Ведь для многих политических сил и кандидатов в президенты получить доступ к внешним рекламным носителям и телеканалам – слишком дорогой ресурс. А без этого поднять свою узнаваемость, а с ней и рейтинги почти невозможно.

Хотелось бы почувствовать больше ответственности за досрочную агитацию. Ведь ЦИК еще осенью прошлого года сделала жесткое заявление о недопустимости проведения агитации до старта избирательной кампании. Тогда как многие из кандидатов вели активную избирательную кампанию еще в начале 2018-го, тщательно маскируя все это под различные информационные поводы.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...