Наличие административного ресурса традиционно считается весомым преимуществом инкумбента – кандидата, который переизбирается на занимаемый пост. Как ни ограничивай эти возможности лица, облеченного властью, власть выпирает отовсюду. А уж если не ограничивать… Вот только не всегда это дает фору, иногда совсем даже наоборот.
В определенном смысле админресурс платит главному своему распорядителю по счетам за отчетный период еще раньше, чем это делают избиратели. Удалось создать эффективный государственный механизм – получи бонусы в виде грамотно организованной, аккуратной и внешне сдержанной поддержки местной и государственной бюрократии. Пошел на поводу у ленивого и коррумпированного чиновничества, будь готов к тому, что верные кадры сто раз по ходу кампании выставят тебя дураком, демонстрируя рабское рвение, а в итоге и вовсе сольются конкурентам за небольшую копейку. Кого тут винить руководителю проекта?
Петр Порошенко может сколько угодно ставить себе в заслугу успехи в становлении единой поместной церкви Украины, но по части государственного строительства ему похвастаться нечем, претензии граждан к государству и отдельным его институтам огромны, доверие отсутствует напрочь. Парадоксально, в этой ситуации, справедливо не полагаясь на массовую общественную поддержку, президент поневоле делает ставку на тот самый административный ресурс, который способен лишь дополнительно навредить.
История с томосом в этом отношении очень показательна. Как известно, из трех известных испытаний медные трубы представляют собой самую большую проблему. Огонь и вода мобилизуют, а слава расслабляет. Общепризнанный успех делает уязвимее, в то время как кажется, будто пришла пора беззаботно пожинать заслуженные плоды. Но это тонкое обстоятельство может быть уловлено и учтено в работе органами, способными улавливать тонкости. Тупая же государственная машина берет под козырек и начинает выжимать из реальной, редкой и тем более ценной победы все соки, бесконечно тыча ею в нос избирателям и вызывая нешуточное раздражение даже у искренних сторонников Петра Алексеевича и верных прихожан.
Тут бы впору президенту посочувствовать, насколько неумны и некреативны его подчиненные и советники, которые уничтожают, по сути, заслуги Порошенко, будучи не в состоянии сделать из них электоральную конфетку. Но президент не только потребитель государственных услуг и жертва административного ресурса, он и есть административный ресурс, не говоря о том, что он свой самый главный советник. Это Петр Порошенко решил, что его избирательная кампания будет проходить именно так, с неумеренным акцентом на томосе, ставкой на местных криминальных царьков и якобы верных людей в электоральных комиссиях. Это несъедобное блюдо еще обильно зальют – уже заливают – патриотической патокой, чтобы перебить вкус и запах, а на самом деле лишь подчеркивая их.
Гражданам порой сложно судить о государственной политике во всей ее сложности, но оценить избирательную кампанию кандидата они вполне в состоянии. А кампания – отличный способ понять, как претендент будет управлять или уже управляет государством. Порошенко управляет вот так.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»