Пять лет после революции: на какой протест способны украинцы?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже завтра в столице ожидаются торжества по поводу пятой годовщины с начала Евромайдана – мирной акции протеста, которая впоследствии переросла в настоящее уличное противостояние, известное под названием Революция Достоинства. В этом году на главной площади столицы снова появились многочисленные декорации, благодаря которым политики будут привлекать внимание людей к событиям, которые фактически и привели их к власти.

Остается и много скептиков. В обществе ширится разочарование и недовольство. Причем, если раньше большинство из недовольных событиями 5-летней давности были искренними сторонниками тогдашней власти и курса на сближение с Россией, то сейчас ситуация в корне меняется. Разочарование распространяется именно среди самых активных участников и сторонников Революции Достоинства – мол, результаты неутешительные, протесты не смогли решить ключевой миссии – смены элит.

Впрочем, справедливости ради должны отметить, что именно резкие социальные изменения в обществе не рождают новых элит, а скорее становятся основой для их появления. И сейчас признаки контрреволюции наблюдаются не только благодаря действию внешних факторов, но и сугубо как внутриполитическая проблема украинцев. Врагом еще совсем неокрепшего украинского гражданского общества все чаще становятся именно внутренние стейкхолдеры, где и при каких бы должностях они ни находились. Причем речь идет не только о центральном уровне, но и о региональном.

Остается интересным, способны ли украинцы к системному массовому мирному протесту. Что может стать предлогом, что – движущей силой, а также к каким последствиям он может привести?

Источники протестов

Сейчас протесты по своей социальной основе сильно дефрагментировались. Единой движущей силы нет, партийные организации выполняют роль очень элитарных «социальных лифтов», куда вход для настоящих пассионариев закрыт. А в целом поход в украинскую политику остается очень дорогим мероприятием. И даже если единицам удается проникнуть в систему, особого влияния на общую ситуацию это не имеет.

Небесная Сотня Майдана: изменилась ли страна и какие выводы следует сделать20 февраля Украина чтит память Героев Небесной Сотни. Об обещаниях Майдана спустя четыре года, расследованиях кровавых событий и дальнейшем пути Украины рассуждали вместе с экспертами.

Подобную ситуацию можно рассмотреть на примерах двух современных политиков, которые попали туда при весьма неоднозначных обстоятельствах, однако для дальнейшей своей реализации пользуются именно ресурсами системы, а не широкой общественной поддержкой.

Речь идет о народном депутате Мустафе Найеме, которого считают неким «триггером» Евромайдана. И на совершенно противоположной стороне – нынешний руководитель Социалистической партии, одиозный Илья Кива. И в первом, и во втором случае, несмотря на существенные различия в карьере, в вопросе опыта и знаний, интеллектуальных возможностях, по сути, оба политика сейчас пользуются теми же ситуативными возможностями, которые стали доступными им после событий Революции Достоинства. И вряд ли каждый из них может опереться на хотя бы на какую-то существенную электоральную основу.

Сейчас важно констатировать, что ни один из социальных или экономических вопросов в Украине не способен объединить украинцев для мощной акции протеста. Выходят только ситуативные «группы интересов», которые иногда достигают своего.

В качестве доказательства этих слов стоит вспомнить ситуацию с повышением тарифов - за последние годы они увеличились в несколько раз. Впрочем, массовых акций протестов не произошло – недавно имели место лишь несколько региональных «газовых бунтов», вызванных отсутствием отопления у жителей нескольких украинских городов. После того, как власть кое-как решила данную проблему, дальнейшего распространения протестных настроений удалось избежать.

То же касается «успешных» историй и с вкладчиками некоторых обанкротившихся банков и активистами «АвтоЕвроСилы». Так, вкладчики банка «Михайловский» таки добились своего и частично получили потерянные в ликвидированном банке средства. Движение за «евробляхи» до сих пор продолжается, и пока его можно назвать одним из самых успешных «протестных кейсов», который объединил украинцев именно на экономической почве.

Что же касается акций за права человека, то они остаются наиболее пассионарными по своей сути, однако наименее массовыми. Так, преследования активистов и убийство общественного деятеля Екатерины Гандзюк не осталось мимо внимания всего общества. Впрочем, пока ни одна из акций протеста, вызванных этим ужасным событием, не получила широкой поддержки в обществе.

Грани революции

Согласно последним социологическим опросам, уровень протестных настроений украинцев остается невысоким. Так, по данным опроса, представленного Центром Разумкова и Фондом Деминициатив им. И. Кучерива в сентябре этого года, почти 68% людей не видят перспектив массовых акций протеста в своем городе или считают их маловероятными. Тогда как только 4,3% украинцев уверены, что такие акции протеста точно состоятся, и 18,5% считают, что они, предположительно, могут произойти.

Дело Гандзюк: активисты требуют отставок Авакова и ЛуценкоОбщественные организации требуют уйти в отставку генпрокурора Юрия Луценко и министра внутренних дел Арсена Авакова из-за неспособности реформировать правоохранительную систему.

Несмотря на то, что большинство из требований Революции Достоинства так и не были выполнены или доведены до завершения, самое главное, что удалось действующей власти – удовлетворить основное цивилизационное требование, с которым выходили на протест украинцы. А это курс на европейский уровень жизни и сближения с ЕС. Здесь стоит отметить также, что в этом процессе катализатором была не только Революция Достоинства как социальное явление, но и противостояние с Россией, аннексия Крыма и военная агрессия в Донбассе.

Если перечислять все требования Революции Достоинства, то вряд ли можно назвать хотя бы одно, которое была бы удовлетворено на 100%. Даже знаменитый безвиз был реализован лишь после преодоления серьезного сопротивления системы. Такие требования, как люстрация, отмена депутатской неприкосновенности, реформа избирательной системы, возвращение украденных денег, установление и наказание заказчиков и исполнителей убийств активистов во время Революции Достоинства, не были выполнены даже после 5 лет, прошедших с ноября 2013-го.

Все остальные изменения происходят несмотря на огромное сопротивление системы. Украинцы теряют время и возможности для организации действительно успешной и комфортной для собственной реализации страны. И, как уже успели убедиться за последние 5 лет, война – не единственное объяснение и причина всех негативных процессов, происходящих в нашем государстве.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: