Полумайдан: почему события в Армении нельзя назвать революцией

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Десятки тысяч протестующих. Противостояние с силовиками. Угроза авторитаризма и задержание сотен оппозиционных лидеров ежедневно. Вполне типичные признаки начала глубокого политического и социального кризиса, который мог перерасти в настоящую революцию.

Мог, но пока не перерос. Неожиданно политические элиты Армении уступили требованиям улицы. Влиятельный и опытный политик Серж Саргсян, которого армяне дважды с 2008 года избирали президентом, сумев изменить конституцию страны таким образом, чтобы обеспечить себе и дальнейшее правление, но уже в статусе премьер-министра со значительными полномочиями, неожиданно отказался от властных амбиций.

Точнее, сделал вид, что отказался. Протесты, которые продолжались со середины апреля, стали катализатором политических перемен в Армении. Однако вряд ли коренным образом изменили систему. Ведь на политической шахматной доске кавказского региона играют несколько очень влиятельных игроков. И пока оппозиция в Ереване скорее сыграла роль пешки в более изящном замысле опытного гроссмейстра.

Раунд первый: власть-оппозиция – 0:1

Безусловно, стоит отметить фактор, который очень существенно повлияет на дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в Армении. Обе стороны – власть и оппозиция – не стали доводить ситуацию до эскалации со многими жертвами и потерей управляемости в государстве.

К чему приведут протесты в Армении и есть ли что-то общее с Майданом?С 13 апреля в Армении не утихают протесты из-за назначения Сержа Саргсяна премьером. 17 апреля лидер оппозиции объявил о начале бархатной революции, а 22 апреля полиция разогнать протестующих.

На опережение сыграл, как ни странно, опытный Серж Саргсян. Несмотря на, казалось, жесткую позицию в отношении своего основного оппонента – оппозиционного лидера Никола Пашиняна, возглавляющего партию «Елк». «Никол Пашинян был прав. Я был не прав. В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я покидаю пост руководителя нашей страны», – говорится в официальном заявлении Саргсяна.

Примечательно то, что уходя с должности главы правительства, у Саргсяна остается существенный политический рычаг – крупнейшая правящая фракция в парламенте. Республиканская партия Армении насчитывает 58 из 105 мандатов. К тому же «республиканцы» имеют коалиционных союзников – фракцию партии «Дашнакцутюн» (еще 7 мандатов). Пока о досрочных парламентских выборах в Армении говорят осторожно. Такая возможность не исключена, впрочем, даже несмотря на падение рейтингов Саргсяна, его политическая сила вряд ли окажется за бортом политического процесса. Поэтому политические позиции экс-премьера остаются до сих пор сильными.

Саргсян проиграл лишь первый раунд изнурительной борьбы за власть. Однако вряд ли оппозиция сможет и в дальнейшем удерживать градус напряжения, чтобы получить больше электоральных баллов. Главная цель достигнута – «пар выпущен». Серж Саргсян подал в отставку, протестующие, среди которых большую часть составляет молодежь, довольны и радуются временной победе.

На самом деле, для Еревана такое решение ситуации является удивительно типичным. Два года назад армяне уже выходили на акции протеста. Тогда их называли «Электромайдан» – граждане протестовали против повышения цен на электроэнергию. Тогда, как и сейчас, властям удалось снизить градус напряжения, пообещав не повышать тарифы для граждан. Зато были найдены другие бюджете компенсаторы, благодаря которым армяне все же начали платить больше за электроэнергию, просто власти нашли способ, как это сделать не напрямую.

Наконец, не стоит забывать: Саргсяна на прошлых выборах президента поддерживало значительное количество армян. Пока политик подал в отставку, исполняющим обязанности главы правительства, согласно Конституции, стал вице-премьер Карен Карапетян. Он был премьер-министром последние полтора года до назначения Саргсяна на эту должность 17 апреля.

Под бдительным взором соседей

Геополитический фактор – важнейший для Армении. Страна уже давно находится в орбите интересов России. На территории государства в городе Гюмри, по аналогии с Черноморским флотом в Крыму, расположена военная база русских. Официально – ради сохранения геополитической и экономической стабильности в регионе.

В Армении больше недели продолжаются протесты: что пишут в соцсетяхПротесты в Армении продолжаются уже 10-й день. Что об этом думают в соцсетях – в обзоре Слова и Дела.

Армения – это и рычаг РФ в отношениях и с Азербайджаном, и с Турцией, и с Грузией, и даже с Ираном. Поэтому особенно интересным было наблюдать за реакцией официальной Москвы за тем, что происходило в последние недели в Ереване. Существуют опасения, что Кремль может использовать события в Армении для дестабилизации ситуации, чтобы еще сильнее закрепить свое влияние в кавказском регионе.

Впрочем, пока сенсационных заявлений со стороны официальных лиц РФ не последовало. В Кремле не считают нужным вмешиваться в ситуацию в Армении, назвав протесты в Ереване «исключительно внутренним делом» соседнего государства. «Мы очень внимательно наблюдаем за тем, что происходит в Армении. Армения – наш ближайший союзник, страна, с которой у нас развиваются тесные отношения. Армения – это участник Евразийского союза. И поэтому для нас очень важна эта страна, поэтому мы очень внимательно наблюдаем за тем, что там происходит», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов относительно дальнейшей судьбы отношений между Россией и Арменией на фоне акций протестов.

Вряд ли такая дипломатическая тональность России свидетельствует о том, что там совсем не понимают, что происходит в Армении. Скорее всего, наоборот: Кремль четко контролирует ситуацию. И добровольная отставка Саргсяна – это заранее продуманный шаг с заявкой на постепенный реванш.

Положительным фактором выглядит то обстоятельство, что армяне решились на протест против многолетней власти Саргсяна. В общем, несмотря на сильные позиции действующей армянской правящей верхушки, ситуация в обществе постепенно меняется. И далеко не последнюю роль в этом процессе осуществляет мобильность молодежи и разветвленная диаспора армян по всему миру. Подавлять акции протеста силой удается все реже, и этот способ вряд ли можно назвать эффективным в новейших реалиях. И то, что на некоторое время удалось достичь краткосрочного результата – отставки Саргсяна, – вовсе не означает, что в Армении победила какая-то конкретная политическая сила. Тектонические сдвиги наступят только в случае осознания армянами своих движущих сил. И уличные протесты – это только первый этап на пути к единению с целью изменения политического вектора.

Реверсивная хроника событий

Развитие событий в Армении большинство украинских экспертов смело сравнивали с периодом Евромайдана. Мол, есть много общих черт: граждане вышли на улицы с четкими политическими требованиями. Их поддержала оппозиционная политическая сила. Начались уличные акции протеста, противостояния с силовиками и задержания активистов. Ну чем не Майдан образца конца 2013-начале 2014 годов?

Премьер Армении Саргсян подал в отставку: реакция соцсетейПротесты в Армении, которые длятся уже 10 дней, заставили премьера Сержа Саргсяна подать в отставку.

Впрочем, все очевиднее, что любые сравнения меркнут, если проанализировать дальнейший ход событий. Так, оппозиционный лидер не стал тянуть резину и проводить еженедельные вече, а сразу заявил Саргсяну о требованиях протестующих: «вы должны уйти». За что и был сразу после переговоров задержан силовиками.

Во-вторых, во время украинского Майдана армия и силовики были под сплошным контролем властей. Хотя тогдашний президент Янукович боялся использовать ВСУ против протестующих – существовал высокий уровень саботажа. Тогда как в Армении армия уже за неполных две недели встала на сторону граждан.

В-третьих, и самое главное. Саргсян сделал то, что имел возможность, но не сделал в декабре 2013-январе 2014 годов экс-президент Виктор Янукович. Премьер-министр Армении подал в отставку и – внимание – признал это достижением уличных акций протестов. Янукович и Ко до последнего держались за свои должности. Хотя вариант с отставкой правительства Николая Азарова мог бы снизить градус напряжения и не довести ситуацию к крайне трагическим последствиям.

Конечно, ситуации в Украине и Армении в корне отличаются. Но стоит обратить внимание, как местные «старые» элиты умело вышли из конфликта, оставив серьезное политическое влияние. И не факт, что его можно будет преодолеть следующими акциями протестов. Однако создается впечатление, что определенные политические элиты в постсоветских странах таки сделали выводы из события Революции Достоинства и действуют на опережение. Не стоит забывать, что благодаря активной пропаганде в армянских СМИ все события с протестами в Украине освещались исключительно как катастрофа для государственности. Поэтому нынешняя ситуация в Ереване для всех сторон выглядит скорее как общая победа. В этом большое отличие и вызов для армян.

Украинцы, несмотря на всю трагичность событий во время Революции Достоинства, решились пойти дальше, и разрушили запрос на авторитаризм, параллельно разоблачив геополитического врага в лице Кремля. Аннексия Крыма и война в Донбассе – это плата за то, что протестующие пошли до конца в своих требованиях. Зато преодолеть кланово-олигархическую систему и оздоровить экономику, избавиться от тотальной коррупции пока не удалось. Кажется, у армян совсем другая ситуация и совсем другие запросы.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: