Религиозные страхи. Чем завершится попытка политиков объединить православных христиан?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Украинские политики регулярно сознательно или бессознательно вмешиваются в церковные дела. Речь идет не только о принятии решений на уровне государства. Часто политики являются крупнейшими меценатами церкви, спонсируют строительство храмов, жертвуют церковникам на их деятельность, дарят ценные подарки. Как граждане – вполне имеют на это право. А в роли политиков?

Ни для кого не секрет, что церковь в украинском обществе пользуется большим авторитетом. Это, пожалуй, один из немногих институтов, которому украинцы доверяют больше всего. Конечно, зная это, политики прямо или косвенно могут играть на чувствах верующих. Например, могут стать прихожанами одной из церквей, сделать акцент на своей религиозности. Это придаст электорального веса, ведь традиционно люди лучше относятся к политикам, которые демонстрируют свои высокую нравственность. Однако подобный «церковный кодекс» для политиков не всегда действует безотказно.

Наконец, есть еще одно измерение, в котором пересекаются государство и церковь, – национальная безопасность. И здесь очень важно понять, где границы вмешательства политиков и государства оправданы, а где – нет. Ведь в Конституции Украины, в частности в статье 35, говорится о том, что религиозные и церковные организации отделены от государства и никакая религия не может быть признана государством как обязательная.

На этой неделе президент Петр Порошенко объявил важную новость: Украина может получить единую поместную церковь. Об этом вроде бы шла речь во время его встречи со Вселенским патриархом Варфоломеем. К тому же на подобный шаг вроде бы готовы и члены Синода. К чему может привести подобная активность главы государства – рассмотрим все плюсы и минусы.

Церковь и президент

Проблемы с единством в Украинской православной церкви существуют давно. К тому же это очевидный общественный раздражитель. Тема очень чувственная как для верующих, так и для неверующих украинских граждан.

Кому молятся украинцы? Религиозные организации УкраиныУкраина, которая традиционно считается оплотом православной веры, на самом деле имеет широкое разнообразие религиозных организаций самых разных направлений.

Попытки объединиться в единую поместную церковь сами церковники совершали уже не раз. Последний раз диалог по сближению УПЦ (МП) и УПЦ (КП) о возможности создания единой поместной церкви состоялся в 2014 году после смерти митрополита Владимира. В 2015 году УПЦ (КП) и УАПЦ также проводили переговоры о возможном объединении. Однако до сих пор все действия церковников успехом не увенчались.

Конечно, основная преграда – подчиненность УПЦ (МП) Русской православной церкви. Там считают всех, кто не находится в структуре Московского патриархата, «раскольниками». Поэтому ни о каком диалоге не может быть и речи. А учитывая, что РПЦ четко координирует свои действия с провластным курсом Кремля, деятельность УПЦ (МП) в Украине имеет соответствующий наклон. В условиях фактической войны с РФ это очень опасный фактор.

В июне 2016 года Верховная Рада уже направила обращение ко Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой выдать томос (указ) об автокефалии православной церкви в Украине.

И вот спустя почти два года об этом решил откровенно говорить президент. Конечно, единая поместная церковь – хорошая во всех смыслах идея для Украины. И хотя глава светского государства не должен был бы вмешиваться в церковные дела, в условиях реальных угроз национальной безопасности такой шаг вполне оправдан.

Если бы не несколько «но». Во-первых, нет никаких ощутимых оснований, что Вселенский патриарх или Синод, которые верны древним религиозным традициям, вот так просто согласятся на создание отдельной украинской церкви с прямым подчинением Константинополю. Времена, конечно, меняются, однако такой шаг существенно ухудшит отношения церковного руководства с Москвой.

Во-вторых, Петр Порошенко сделал сенсационное заявление в последний год своего президентства. Не то чтобы это как-то запрещено, однако было совершенно точно предусмотрено, что религиозный вопрос привлечет внимание украинцев. А, возможно, и отвлечет от не менее резонансных общественных проблем. А это уже история о борьбе за рейтинги.

В-третьих, в команде президента не скрывают, что идею с единой поместной церковью поддерживают в УПЦ (КП) и в УАПЦ. Мол, теперь слово за руководством УПЦ (МП), которая также должна определиться, на чьей она стороне. Результат предсказать не сложно.

Скрытое оружие Кремля

Заявление президента потянуло за собой цепную реакцию других политиков. Конечно, каждый из них защищает собственные электоральные достижения, а тема создания единой поместной церкви, особенно среди пророссийских политических игроков, очень чувствительна.

Единая поместная Церковь: утопия или реальная перспектива?Президент Украины заявил, что Украина как никогда близка к созданию собственной автокефальной поместной церкви. Так ли это и что препятствует на этом пути?

Так, категоричное заявление обнародовали в «Оппозиционном блоке». Оппозиционные политики считают, что вмешательство государства в церковные дела «приведет к еще большему расколу как в украинском обществе, так и в украинском православии».

В самой УПЦ (МП) вообще высказались еще более критично. Мол, инициатива о создании единой поместной церкви «закончится большим пшиком», а сами церковники согласны на автокефальную церковь, но «на канонических началах». В конце концов, в УПЦ (МП) также прибегли к чисто политическим заявлениям, намекнув, что нынешняя власть использует религиозную тему для привлечения внимания избирателей.

Действительно, подобная ситуация с громкими заявлениями о создании единой поместной церкви уже имела место в 2009 году. Тогда с подобными предложениями к украинцам обратился третий президент Виктор Ющенко. История закончилась ничем.

Ингредиент национальной безопасности

В целом, идея об условном «запрете деятельности» УПЦ (МП) как одной из структур, которая вполне сознательно работает против украинского государства в интересах Кремля, появилась в 2015-2016 годах. Эта идея формализовалась в два законопроекта: №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которая признана Верховной Радой Украины государством-агрессором» и №4128 «О внесении изменений в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно изменения религиозными общинами подчиненности)».

Оба документа были внесены в повестку дня еще 18 мая прошлого года, однако так и не были рассмотрены народными депутатами. Очевидно, сыграл фактор страха и возможности провокаций – именно в этот день «Оппозиционный блок» и ряд пророссийских сил собрали в Киев большое количество прихожан УПЦ (МП) на «молебен» в Верховную Раду. Конечно, к этому процессу присоединились сами церковники.

В Украине создадут единую православную церковь: реакция соцсетейЧто о создании единой православной церкви в Украине думают в соцсетях – в подборке Слова и Дела.

Стоит добавить, что сами законопроекты действительно нацелены на вмешательство государства в церковно-религиозные дела. Речь идет не только о национальной безопасности, в контексте которой будет существенно пересмотрена и деятельность УПЦ (МП), но и о ряде других аспектов. Например, в законопроектах речь идет о том, что в своих уставах церкви должны четко закрепить обязательства уважать суверенитет и государственную целостность Украины, а в случае нарушения этих норм получат соответствующие санкции. Вплоть до запрета деятельности в случае вынесения судом соответствующего решения. А еще – согласовывать с органами исполнительной власти назначения епископов и официальные визиты зарубежных гостей. То есть такие нормы действительно являются вмешательством в деятельность соответствующей церкви. Однако, как свидетельствуют реалии, эти нормы можно считать более чем целесообразными в условиях войны.

Интересен еще один аспект создания единой поместной церкви. Что будет с самим процессом объединения приходов на местах? Не приведет ли это к многочисленным региональных конфликтам на религиозной почве на местном уровне? Этот вопрос остается открытым. Это важный аспект национальной безопасности, ведь УПЦ (МП) обладает значительным мобилизационным и финансовым потенциалом. Прихожане церкви – это не только пожилые люди, но и активные граждане с очень воинственными взглядами и с нескрываемым антиукраинскими позициями. Они в случае необходимости могут составить костяк антигосударственных акций протеста со всеми самыми драматическими последствиями.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: