Накануне пасхальных праздников мы решили посмотреть, как церковные противоречия в стране пытаются решить на законодательном уровне и что из этого получается. Хватает ли нашим законодателям толерантности и понимания всех тонкостей религиозного противостояния? Вместе с тем мнение о том, что законы божьи не могут регулироваться земными, не является аргументом там, где речь идет о таких абсолютно приземленных вещах, как захват церквей или торговля в культовых сооружениях. Сегодня «Слово и Дело» смотрело, как на законодательном уровне в Украине пытаются решить церковный вопрос.
Государство не может вмешиваться в какие-то сугубо канонические религиозные вопросы, но там где начинается бизнес и расширение сферы влияния какой-то религиозной общины, должны быть законодательные границы. Наиболее ожесточенная борьба между конфессиями в Украине идет не только за умы верующих, но и за имущество церкви.
С началом войны в 2014 году прихожане Московского патриархата начали массово, целыми селами, переходить в Киевский, и возникла необходимость законодательно урегулировать проблему перехода церковных зданий от одного патриархата в другой. В 2016 году в Верховную Раду были поданы два проекта закона по этому поводу, но в течение года у нардепов так и не доходили до них руки.
Первый проект закона №4128 «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривал предоставить прихожанам возможность самостоятельно определять подчиненность своей церковной общины тому или иному патриархату путем голосования.
Второй законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре» предлагал ввести особый статус для УПЦ Московского патриархата и предусматривала особую процедуру регистрации уставов религиозных организаций, а также согласование кандидатур, которые рассматривают на руководство епархиями.
В мае 2017 года нардепы попытались вынести эти проекты на рассмотрение Верховной Рады, но тысячи верующих окружили парламент и молились, чтобы законопроекты не прошли. Что касается духовенства УПЦ (МП), то оно возмутилось нормой законопроекта о необходимости утверждения глав епархий в центральном органе украинской власти.
Авторы нового закона объяснили, что такие чрезвычайные и ограничительные меры необходимо ввести для защиты национальных интересов Украины и своевременного обнаружения возможных воздействий со стороны государства-агрессора на украинское общество.
«Когда во время войны России против Украины у нас работают религиозные организации, которые не просто сотрудничают, а имеют руководство в стране-агрессоре, то мы должны вводить определенные ограничения ради безопасности», – пояснил журналистам один из соавторов законопроекта Олег Петренко.
Но под давлением духовенства, части нардепов и тысячной общины верующих Рада отступила и отложила рассмотрение законопроектов. Учитывая, что среди прихожан церкви есть много молодых и спортивных воинственно настроенных граждан с откровенно антиукраинскими позициями, которые могут провести антигосударственные акции протеста, нардепы решили повременить с церковными инициативами.
Подробнее – на инфографиках.
Чья власть, того и церковь: риски религиозного конфликта в стране и «особый статус» УПЦ МП – в нашем материале.
«Церковные законы» и другие «грехи» власти: особый статус для УПЦ МП и возможные последствия.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»