Блокада Лавры: как церковь становится частью политики и чего ждать дальше

Читати українською
Андрей Дудаполитолог

В данной ситуации и в некоторых других, к сожалению, священники УПЦ МП сами провоцируют такие нездоровые скандальные истории, с которыми не могут мириться в нормальном обществе, а в воюющем – тем более.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал политолог Андрей Дуда, оценивая блокаду националистов под Киево-Печерской лаврой, которые протестовали против ФСБ и отказа священников отпевать погибших украинских военных и гражданских лиц, крещеных не в церквях УПЦ МП.

«Сами провокации, которые сегодня могли быть в части провоцирования гражданского конфликта, религиозного конфликта, к сожалению, на совести самой церкви Московского патриархата. Нужно быть откровенными, УПЦ МП до сих пор не украинская по содержанию церковь, она не переживает за украинских воинов, за то, чтобы справедливость была восстановлена. Такое поведение церкви в современном наэлектризованном обществе очень болезненно», – констатировал Дуда.

В данном случае это вопрос не религиозного, а российско-украинского конфликта, подчеркнул он.

Отказ отпевать ребёнка: политическое православие против Закона БожьегоПока блогеры и радикальные активисты призывают запретить филиал русской православной церкви в Украине, её священники и богословы осуждают коллегу, предлагая при этом вариант преодоления раскола в украинском православии.

«Невооруженным глазом видно, что УПЦ МП выступает на стороне РФ. Единственный положительный момент, который был, это то, что УПЦ МП хотя бы в процесс освобождения военнопленных была вовлечена. Однако освобождение военнопленных – не сугубо украинский акт. Это человеческий акт и по отношению к украинцам, и к сепаратистам. К тому же пропорция такова, а именно 1 к 4, что не позволяет назвать это сугубо проукраинской акцией», – отметил политолог.

«Как раз в проукраинских акциях, в настроениях, которые бы показывали идентичность церкви, то, что она болеет за украинских граждан, таких фактов мы не видели», – добавил эксперт.

Соответственно, не стоит искать заказчиков таких блокад, потому что если УПЦ МП будет продолжать такую политику, то дальше будет именно реакция людей, уточнил политолог.

У нас больше верующих, согласно опросам, Киевского патриархата, а инфраструктуры и церквей значительно больше – Московского. Это и есть то расхождение, которое потенциально может иметь последствия в части изменения церковного рисунка Украины.

По его убеждению, религию втягивают в политику, но церковь должна больше дистанцироваться от политики.

«Русская церковь существенно включена в пророссийский политический спектр, но по крайней мере в Украине, в условиях войны, нужно сделать все, чтобы хотя бы не нажимать на такие болевые точки общества», – пояснил Дуда.

К сожалению, они постоянно актуализируются со стороны именно церковной стороны, подчеркнул он.

«Учитывая то, что в прошлом году УПЦ Киевского патриархата сделала несколько шагов к установлению диалога с российской церковью, в этой ситуации абсолютно неадекватной выглядит позиция на разжигание дальнейшей религиозной вражды», – резюмировал Андрей Дуда.

Какие религиозные организации и объединения действуют в нашей стране и какую поддержку они имеют – в нашей инфографике.

Ранее «Слово и Дело» писало, куда может привести религия в вопросах национальной безопасности.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: