Экономические вызовы в 2018 году для Украины лишь усилятся. Многие из «хронических экономических болезней» переходят из года в год. Большинство экспертов прогнозируют, что 2018 год будет не хуже 2017-го. Такую же позицию разделяют и в правительстве.
По итогам 2017 года рост ВВП составил 2,1%. Правительство закладывало рост на уровне 3%, однако из-за торговой блокады Донбасса темпы несколько упали.
В 2018-м правительство заложило цифру роста ВВП на уровне 3%. Интересно, что к такому же прогнозу склонны и международные организации – Всемирный банк и рейтинговые агентства прогнозируют рост ВВП Украины в этом году также на уровне не менее 3%.
Впрочем, это оптимистичный прогноз. Сейчас выглядит так, что некоторые факторы как на мировых рынках, так и внутри Украины могут сыграть злую шутку с позитивными ожиданиями относительно роста экономики. Попробуем проанализировать 5 основных экономических рисков, которые очень тесно связаны между собой и гарантированно повлияют на внутренний экономический порядок дня.
Прекращение сотрудничества с МВФ
Возможность прекращения сотрудничества с Международным валютным фондом именно в 2018 году может стать реальностью. Тревожные сигналы, которые прозвучали в последние дни в письме МВФ к Администрации президента с критикой президентского законопроекта об антикоррупционном суде, являются яркими свидетельствами, что в Фонде не собираются шутить по поводу выполнения взятых украинской властью обязательств условий сотрудничества по получению кредитов. Нет реформ – нет кредитов. И об этом уже четко заявляют в МВФ.
Зато чиновники АП считают критику МВФ преждевременной, а в Кабмине и НБУ надеются на продолжение сотрудничества. Кроме того, высказываются даже предположения о том, чтобы изменить условия сотрудничества с МВФ для получения новых порций кредитов. Пойдут ли на такой сценарий в МВФ, неизвестно. Впрочем, в последующие 4 года Украина должна вернуть рекордную сумму своих внешних обязательств по кредитам. В том числе и МВФ.
Сама же программа stand-by, по которой Украина должна получить 17,5 миллиардов долларов кредитов в 2015-2019 годах, пока зависла в воздухе. Последний раз Фонд перечислял 1 миллиард долларов кредита по данной программе еще в апреле прошлого года. Так же слабо программа реализовывалась и в 2016-м.
Прекращение сотрудничества с МВФ, возможно, не приведет к одномоментным пагубным последствиям для украинской экономики сразу, однако это будет четким сигналом для других иностранных кредиторов и потенциальных инвесторов. Более того, это станет дополнительным фактором дестабилизации банковской системы и точно приведет к снижению курса гривны.
Девальвация
В бюджете 2017 года курс гривны был заложен на уровне 27,2 гривны за доллар. В бюджете на 2018 год – уже 29,3 гривны за доллар. Весь прошлый год гривна девальвировала постепенно, однако уже в декабре украинцы снова почувствовали существенное обесценивание отечественной валюты – почти на 15%.
Уже вначале января гривна почти достигла уровня, который был заложен в бюджете на этот год. Сейчас курс в среднем составляет 28,6 гривны за доллар. Из-за девальвации начнут расти цены на импортные товары. Прежде всего будет расти цена на топливо и газ, что в дальнейшем приведет к удорожанию продуктов и услуг, произведенных уже в Украине.
В случае прекращения сотрудничества с МВФ и возникновения проблем с выплатами долгов по внешним обязательствам давление на гривну усилится. В таком случае прогнозировать уровень девальвации трудно, впрочем, вряд ли он будет даже 30 гривен за доллар. Очевидно, из-за паники и отсутствия валюты показатели обесценения могут достичь новых рекордных пиков.
Причин для укрепления гривны пока крайне мало. Есть несколько перспективных секторов экономики, которые могут дать прирост в экспорте продукции и услуг за границу. Однако их усилий будет крайне мало, если на полную не заработает малый и средний бизнес, не появятся иностранные инвесторы. К сожалению, пока тенденции в этом направлении отрицательные.
Рост цен и инфляция
В прошлом году правительство закладывало показатель инфляции в бюджете на уровне 8%. Впрочем, по данным Госстата, по итогам 2017 года темпы потребительской инфляции выросли и составили 13,7% (по сравнению с 12,4% в 2016 году).
В этом году в законе «О госбюджете» правительство предложило заложить уровень инфляции на уровне 7%. Это еще более оптимистичный показатель, учитывая, что и в этом году Кабмин продолжит увеличивать уровень минимальной заработной платы и социальных выплат. Так, минимальная зарплата в 2017 году составила 3200 гривен в месяц, а уже с 1 января этого года – 3723 гривны. В правительстве декларировали, что, учитывая экономическую ситуацию в стране, минимальная заработная плата может вырасти до 4200 гривен в месяц.
Эксперты указывают на то, что увеличение выплат без реальных достижений в экономике повлечет за собой и новый виток инфляции. А в предвыборном запале у политиков и у чиновников может появиться соблазн начать раздавать бюджетные средства, чтобы понравиться избирателям. Так, например, премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что зарплаты учителей с 1 января 2018 года вырастут в среднем на 1500 гривен. И это уже к обещанному уровню минимальной зарплаты в 4200 гривен в месяц, которого правительство надеется достичь до конца этого года.
Трудовая миграция и кризис на рынке труда
А вот настоящим вызовом этого года для экономики Украины может стать продолжение трудовой миграции за границу. С введением безвиза некоторые соседние европейские страны поощряют украинцев приезжать на заработки или заниматься предпринимательской деятельностью.
Конечно, если средняя зарплата в Польше для трудового мигранта из Украины составляет около 500-600 евро, то граждане, особенно из регионов, будут готовы воспользоваться возможностью заработать больше. В регионах Украины средняя зарплата в лучшем случае составляет 5-6 тысяч гривен, а в Киеве, по данным Госстата, около 11 тысяч гривен. Даже хорошо оплачиваемая работа в столице не дотягивает до уровня 500-600 евро, которые могут предложить польские работодатели.
И трудовая миграция таит в себе еще два серьезных вызова: депопуляцию населения и дефицит квалифицированных рабочих кадров здесь, в Украине. Многие из украинцев, учитывая перспективы, могут и остаться работать в Польше более чем на 1-2 года. По данным исследования Expat Insider, обнародованным в конце 2017 года, в Польше уже работают около 1,2 миллионов украинцев. По мнению отечественных демографов, эта цифра может быть как минимум на полмиллиона человек больше.
Что касается депопуляции, то здесь ситуация даже более угрожающая: соседние европейские страны становятся все более привлекательными для украинских студентов, которые хотят получить качественное образование. Именно в таком виде эмиграции заключается очень серьезная проблема, ведь украинцы, которые выезжают за границу на учебу, еще быстрее ассимилируются с местным населением и интегрируются в тамошнее общество. А это молодые люди, которые создают семьи и остаются работать на увеличение ВВП соседних государств, которые предложили более выгодные условия для жизни.
Отсутствие внешних инвестиций
Наконец, как показывает опыт последних лет, изменения в Украине идут слишком медленными темпами, чтобы стать привлекательными для иностранных инвесторов.
По данным экспертов, в 2017 году Украина получила около 2,5 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это те деньги, которые вкладывались в реальный сектор экономики. Есть и другие цифры: по данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в виде акционерного капитала нерезидентов составил на начало октября 2017 года 39,72 миллиардов долларов. Согласно этим данным, главной страной-инвестором остается Кипр – популярный оффшор среди украинских олигархов. То есть деньги в Украину хоть и поступают, однако процент действительно иностранных инвестиций (а не «перекачанных» из оффшоров средств) достаточно мал.
Скорее всего, учитывая экономические и политические реалии, а также слабое движение с реформированием страны, Украина будет оставаться среди стран с наименее привлекательными условиями для безопасного инвестирования. Следует акцентировать именно на слове «безопасные», ведь учитывая дешевую рабочую силу и возможность в итоге получить более дешевый продукт для получения большей прибыли в дальнейшем, вкладывать в Украину выгодно. Но опасно, ведь «правила игры» для бизнеса весьма не прозрачны, а высокий уровень коррупции и отсутствие уважения к частной собственности превращают любые инвестиции в некое подобие азартной игры.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»