Авто на иностранной регистрации: какими методами предлагают решить вопрос стороны конфликта

Александр Радчукполитолог

Акция протеста автовладельцев на иностранной регистрации в очередной раз разделила остальных граждан на два лагеря: одни поддерживают действия протестующих, другие – осуждают. На этот раз акция прошла у стен парламента, что вызвало огромные пробки в центре Киева и еще большее недовольство среди жителей и гостей столицы.

Действия протестующих были более организованными и направлеными именно на удовлетворение конечной цели – принятие закона об упрощении процедуры растаможивания б/у автомобилей из ЕС и уменьшение их предельного возраста с 2010 года выпуска к более позднему периоду. Протест вышел не таким многочисленным, как планировали его организаторы: вместо 100 тысяч владельцев «евроблях» митинговать в правительственном квартале приехали всего несколько тысяч.

Несмотря на то, что Верховная Рада в этот день не работала в пленарном режиме, пикет продолжался целый день, а саму акцию протеста «евробляхеры» решили сделать бессрочной. Мол, власть и большинство парламентариев заняли бескомпромиссную позицию и не слышат требований пикетчиков. Уже в конце этой недели они планируют увеличить численное количество участников акции протеста, чтобы еще громче заявить о своих требованиях.

Как бы дальше ни развивались события, становится понятным, что от компромиссов никуда не деться. Парламент и правительство должны позаботиться о том, чтобы устранить пробелы в законодательстве, которые позволяют беспрепятственно завозить и пользоваться авто на иностранных номерах. Кроме того, государству придется обратить внимание и на упрощение процедуры таможенного оформления, и, возможно, на уменьшение ставок и налогов на ввозимые подержанные автомобили из Европы. Владельцам приобретенных транспортных средств в том или ином виде придется заплатить налоги в госбюджет с уже приобретенных авто и смириться с тем, что «серые» схемы ввоза будут отменены.

Впрочем, пока противостояние только набирает обороты. До решения проблемы еще очень далеко, учитывая принципиальность позиций каждой из сторон. Президент, Кабмин и Верховная Рада по-разному видят ситуацию и выходы из нее. Какой путь будет избран как компромиссный и сумеют ли государство и автовладельцы на «евробляхах» таки найти общий язык?

Позиция президента

Главным противником удовлетворения требований «евробляхеров» является именно президент Петр Порошенко. В прошлом году он со своими правками подписал закон об упрощении процедуры таможенного оформления автомобилей из Европы не старше 2010 года, т. е. изготовленных по экологическим стандартам «Евро-5».

Соцсети бурно отреагировали на митинг владельцев «евроблях» под Радой«Слово и Дело» собрало реакцию соцсетей на протесты владельцев машин на европейских номерах под Верховной Радой.

Однако это не слишком упростило жизнь рядового украинца. Хотя процедура растаможивания подобных авто стала значительно дешевле, их стоимость в странах ЕС является высокой, а значит, недоступной для большинства граждан. Купить и растаможить такой автомобиль могут позволить себе украинцы, имеющие на руках не менее 10 тысяч евро.

Петр Порошенко публично высказался против практики ввоза и пользования авто на иностранной регистрации. «Когда мы были в Ягодине, машина с литовскими номерами – за рулем сидит украинец. Я говорю: это вы на пять дней въезжаете? Он говорит: господин президент, на какие пять дней? Это он мне говорит. А как будешь делать? И там то это, то се, того подмажешь, этого подмажешь, так и будем делать. Нет, друзья мои, не будем делать. И подмазывать не будем. И делаться это должно по-другому. И здесь должна быть координация наших действий. Почему одни должны платить налоги, акцизы, пошлины, а другие будут подмазывать? Должна быть наша общая позиция, чтобы одни не были глупее, а другие умнее», – заявил президент в мае этого года.

Уже летом он подписал указ №146/2017, которым поручил правительству разработать механизмы борьбы с незаконным использованием автомобилей на иностранной регистрации. Ситуации добавляет конфликтности еще и тот факт, что до того, как стать главой государства, Петр Поршенко владел бизнесом по производству автомобилей.

Позиция правительства

Премьер-министр настроен вести диалог с владельцами авто на иностранной регистрации, но отметил, что проблема должна быть решена «в интересах государства». «Я сам встречался с представителями владельцев (таких авто – ред.) три-четыре месяца назад. Вопрос неоднозначный и я бы просил, чтобы мы здесь проявили лидерские позиции, которые позволят нам сохранить государственный интерес», - заявил Владимир Гройсман во время заседания Кабмина.

Б/у авто: из какой страны лучше везти?В Украине уже полтора месяца действует пониженная ставка акциза на б/у авто. Откуда лучше ввозить автомобиль тем, кто хочет сэкономить и не потерять в качестве, выясняло Слово и Дело.

Глава правительства предлагает объединить усилия на базе профильного парламентского комитета, ведь проблему можно решить, только «когда будут внесены предложения и согласованы изменения в законодательство».

Примечательно, что более жесткую позицию занимает Государственная фискальная служба. Там готовы к более решительным силовым мерам в отношении владельцев «евроблях».

По информации ГФС, более 63,9 тысячи транспортных средств коммерческого и личного пользования с иностранной регистрацией, ввозимых в 2015-2017 годах в режиме транзита и временного ввоза, находятся в Украине с нарушением срока. «О каждом случае выявления нарушения таможенных правил уполномоченное должностное лицо органа доходов и сборов, которое обнаружило такое нарушение, немедленно составляет протокол. Невывоз транспортного средства, находящегося в режиме транзита, за пределы таможенной территории в течение десятидневного срока является длящимся правонарушением, поскольку в данном случае лицо находится в состоянии противоправной деятельности из-за невыполнения своих обязательств», – подчеркнул заместитель директора департамента организации противодействия таможенным правонарушениям ГФС Алексей Сивирин. Поэтому, по мнению фискалов, в таком случае можно штрафовать и конфисковывать ввозимые с нарушением таможенных правил автомобиле. Цель – наказать нарушителей и наполнить бюджет.

Выход найдут в Верховной Раде?

Пока наиболее вероятной площадкой, где все участники противостояния могут попытаться найти общий язык, является парламент. Учесть позиции как автовладельцев, так и интересы государства должны в профильном комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, который возглавляет представительница пропрезидентской фракции БПП Нина Южанина.

НДС и авто: получат ли украинцы возможность купить дешевые иномарки?Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров оценил шансы принять законопроект об отмене НДС.

Руководительница комитета выступает против любой налоговой амнистии для владельцев «евроблях». «Люди, которые сегодня вышли на улицу, не хотят ничего платить и не хотят нести ответственность за нарушение законодательства. Мы не можем забыть и не реагировать на то, что 8 миллионов граждан имеют автомобили с украинской регистрацией, платили налоги и так далее», – заявила она в ответ на давление со стороны протестующих.

Еще зимой в Верховной Раде были зарегистрированы 22 законопроекта по урегулированию использования авто с иностранной регистрацией. Впрочем, пока наиболее вероятными для принятия являются законопроекты №5561 и 5562, которые уже получили положительные заключения других комитетов.

В проекте закона №5561 «О внесении изменений в закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» по формированию цивилизованного рынка бывших в употреблении автомобилей» предлагается отказаться от директив ЕС по соблюдению экологического стандарта «Евро-5» при растаможивании именно подержанных авто. Вместо этого предлагается ввести техосмотр для отсеивания действительно неисправных авто или таких, которые могут нанести значительный ущерб окружающей среде.

Законопроект №5562 существенно дополняет предыдущий документ, упрощая нормы растаможивания. Предлагается продлить действие льготного пониженного акциза до конца 2020 года, а также убрать текущие ограничения по дате выпуска автомобиля (по действующему законодательству, это авто, изготовленные не раньше января 2010 года), ограничения на ввоз одного авто на одного человека в течение одного года. Документ снимает обязательства уплаты акцизного сбора по полной ставке в случае перепродажи импортного и растаможенного авто в течение одного года.

В свою очередь, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять в первом чтении законопроект №4932 авторства народного депутата Максима Бурбака (фракция «Народного фронта»). В документе он предлагает облагать нерастаможенные машины по 2 евро в день, предвидя норму по снижению платы в зависимости от количества времени пребывания авто на территории Украины.

Активисты авто на иностранном регистрации, объединившись в общественную организацию «Авто Евро Сила», ранее активно поддерживали нормы, предлагаемые законопроектом №5567. Он позволяет легально использовать автомобили на иностранной регистрации после уплаты некой годовой «абонплаты»: 0,5% ежемесячно от стоимости растаможки такого авто (то есть 6% в год, или примерно 300-400 евро).

Какой именно законопроект примет Верховная Рада и чьи интересы будут учтены больше, пока остается интригой. Очевидно, процесс внесения поправок задержится, ведь речь идет не только об интересах рядовых граждан и наполнении госбюджета, но и об интересах украинских автопроизводителей, которые имеют мощное лобби в парламенте.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

Загрузка...