Поиск исторической справедливости – сверхсложная задача, в решении которой никогда нет однозначных ответов. Особенно, если речь идет о непростых отношениях не просто между двумя странами, а между народами и нациями. В ближайшие несколько месяцев на горизонте международных отношений между Украиной и Польшей заискрится угроза обоюдных обвинений и противостояний на фоне исторических событий прошлого столетия.
Речь идет о Волынской трагедии (в Польше ее называют «Волынской резней»), которая произошла во время Второй мировой войны в 1943-1944 гг. и сопровождалась этническими чистками украинского и польского населения. Не вдаваясь в исторические подробности, стоит отметить, что у каждой из сторон до сих пор считает, что имела свои исторические и политические причины совершать постыдные поступки против друг друга. Впрочем, казалось, что именно в последнее время, уже в новейших Польше и Украине, постепенно удается найти консенсус по поводу тех трагических событий и прийти к выводу о признании вины обеих сторон.
Так, накануне 73-й годовщины Волынской трагедии в июне украинские политики, духовные и интеллектуальные лидеры обратились к полякам с открытым письмом, в котором попросили у Польши прощения и призвали найти общую точку зрения на непростое историческое прошлое. В письме также прозвучал призыв к единению перед общими угрозами, которые сейчас со стороны агрессивно настроенного Кремля испытывает на себе не только Украина, но и другие европейские страны. И Польша в данном списке не последняя.
Впрочем, в Польше искренние намерения, о которых идет речь в украинском открытом письме, не вызвали однозначной оценки. Если польское духовенство призвало «идти дорогой объединения, принять протянутые к нам руки и смотреть в будущее», то среди политиков и общественности вопрос оценок Волынской трагедии и вины украинцев вызвал бурю негодования. В частности, некоторые политические силы и общественные деятели восприняли письмо не как попытку украинской стороны найти понимание, а как стремление к новым историческим манипуляциям.
Старые противоречия на новый лад
Ситуацию достойно попытался спасти украинский Президент. Во время визита в Польшу, где он принял участие в работе Варшавского саммита НАТО, Петр Порошенко после официальных встреч почтил память жертв Волынской трагедии, которые погибли от рук украинцев. Глава государства первым среди украинских президентов возложил цветы к памятному знаку, расположенному в Варшаве, и почтил жертв трагедии, встав на колено.
Однако подобный шаг не снизил градус напряжения между двумя странами. Так, накануне визита Петра Порошенко в Польшу Киевский городской совет принял решение о переименовании Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Данный шаг стал «раздражителем» не только для уже традиционных манипуляций со стороны кремлевской пропагандистской машины, но был негативно воспринят и в политических кругах Польши. Речь идет о резолюции верхней палаты польского парламента, в которой сенаторы призвали Сейм установить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, который был совершен украинскими националистами против польского населения. «Сенат Республики отдает дань памяти граждан Второй Речи Посполитой, зверски убитых украинскими националистами», – говорится в принятом документе.
В самой Польше идет активная политизация Волынской трагедии. Еще зимой политики от правящей партии «Право и справедливость» предложили законопроект, в котором бы события на Волыни в 1943-1944 гг. Сейм мог бы признать геноцидом и ввести с 11 июля соответствующий День памяти. Кроме того, есть еще одно предложение – чествовать День мученичества кресовьян (этнических поляков, проживавших на востоке страны) с 17 сентября. И если насчет даты Дня памяти возникли дискуссии, то позиция о признании тех событий геноцидом объединяет большинство политиков Польши.
Похоже, в украинском парламенте также есть немало желающих насыпать соли в исторические раны. Так, заместитель председателя парламентского комитета по иностранным делам Борис Тарасюк сообщил, что Верховная Рада уже готовит постановление в ответ на соответствующее голосование польских сенаторов. «Впервые польский парламент принимает антиукраинскую резолюцию, которая касается жертв Волынской трагедии», – отметил Тарасюк.
Возможно ли в подобной эскалации вокруг событий 73-летней давности на Волыни таки найти общий язык между двумя странами? Видимо, вопрос о примирении еще долго будет оставаться актуальной проблемой в отношениях между Польшей и Украиной.
Где искать источник для перезагрузки?
Впрочем, сдаваться не стоит. Ведь в истории отношений между двумя соседними странами уже есть положительный довод преодоления противоречий, которым можно было бы воспользоваться на пользу обеим сторонам.
Нынешняя вспышка внимания к украинско-польской истории, а главным образом – к противостоянию в отношениях между двумя большими славянскими народами, следовало бы использовать для более предметного изучения, обсуждения таких отношений именно в лагере отечественных политиков, ученых и общественных деятелей. И вот здесь наше внимание должно быть усиленно в направлении осмысления, а, возможно, более детального и углубленного изучения тех страниц совместного польско-украинского прошлого, которые способствовали налаживанию взаимопонимания. Одним из таких «пластов» изучения могла бы стать многолетняя деятельность журнала «Культура», который издавался под руководством Ежи Гедройца.
В свое время считалось, что деятельность Ежи Гедройца и возглавляемого им журнала «Культура» оказала определяющее влияние на формирование в польском обществе современной, евроцентрической точки зрения на отношение поляков к украинцам – одного из своих крупнейших народов-соседей, с которым Республика Польша имела огромный, неоднозначный и даже драматический опыт сожительства. В начале 50-х годов прошлого века, когда раны в польско-украинских отношениях были еще совсем свежими, когда в среде общественного мнения тогдашней ПНР (а особенно в среде польской диаспоры) доминировали взгляды исторической неизбежности объединения польских земель хотя бы в границах времен Второй Речи Посполитой (1918-1939 гг.), именно Ежи Гедройц взялся за подготовку соотечественников к восприятию несколько других реалий и, в частности, сложившихся после Ялтинской мирной конференции в феврале 1945 года.
Это только сегодня вывод о том, что Польша ни при каких обстоятельствах не должна претендовать на такие города, как Львов, Гродно и Вильнюс, кажется бесспорным, привычным и цивилизованным с точки зрения современного представления о европейских границах. Всего полвека назад поляки все еще надеялись восстановить свое прежнее территориальное величие. Однако, чтобы существенно повлиять и, наконец, реформировать общественное мнение мощной страны, пришлось много и долго работать. Мало сказать, что это был титанический труд, который требовал не только мужества и выдающейся научной эрудиции. Ведь сопротивление деятельности «Культуры» во главе с Ежи Гедройцем было разновекторным и достаточно мощным.
Ежи Гедройц не просто убеждал своих соотечественников в том, что будущее их родины всесторонне зависит от положительного развития отношений со своими восточными соседями. Он сумел показать европейскую ориентированность украинцев, их способность к устойчивому государственному развитию, а также исторически обусловленную обреченность украинцев и поляков жить в добрососедстве. Для этого редактору «Культуры» пришлось воскресить, а иногда и прочитывать заново немало страниц украинско-польской истории. Именно благодаря Ежи Гедройцу Европа, хотя и очень постепенно, но сломала сложившийся на протяжении нескольких десятилетий демонизированный при содействии большевистской России образ Симона Петлюры. Именно благодаря Ежи Гедройцу мир едва ли не впервые узнал о масштабах украинского «расстрелянного возрождения» – целой плеяде самобытных, европейски ориентированных художников, писателей эпохи украинизации, погибших в 30-е годы ХХ века в сталинских тюрьмах.
Новейшая история соседнего польского народа в нынешней, ориентированной на Европу Украине остается еще мало изученной. А потому – не совсем понятной. Пока украинцы все еще остаются в заблуждении, преодолеть которое очень не просто, чем удачно пользуется враг в своей «гибридной» информационной войне. Нынешнее украинское общество довольно схематично, эпизодически и в целом поверхностно знает свою историю новейшего времени. Что уж говорить, когда речь идет об украинско-польских отношения времен Игнация Падеревского и Юзефа Пилсудского. Работа Ежи Гедройца и мощное интеллектуальное влияние возглавляемой им «Культуры» могли бы стать примером для современного поколения украинской элиты. Настоящей, той, которая способна определять правильные направления движения в будущее. Подобное переосмысление общей истории придало бы подлинности в евроинтеграционных стремлениях двух народов, а не только дополнительных баллов разным политикам в их постоянном стремлении «разделять и властвовать».
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»