Уже два года подряд после событий Революции Достоинства новая власть обещает ускорить запуск пенсионной реформы. Данный вопрос находится далеко за пределами необходимости изменений в социальных отношениях. На самом деле, от запуска пенсионной реформы без преувеличения зависит судьба украинской экономики, а значит, и успех страны на многие годы вперед.
Дефицит украинского Бюджета из года в год постоянно увеличивается. Львиную долю бюджетной дыры составляет дефицит Пенсионного фонда: в этом году этот показатель достиг 145 млрд грн – это больше, чем, например, расходы на национальную безопасность и оборону.
У нового правительства уже есть план, как изменить ситуацию. Впрочем, замысел не нов: речь идет о введении трехуровневой накопительной системы пенсионного обеспечения, которую формально «вводят» еще с начала 2000-х годов. Вице-премьер-министр Павел Розенко, который в предыдущих правительствах занимал кресло министра социальной политики, обещает запустить пенсионную реформу уже до конца 2016 года. Однако подчеркивает: полноценно накопительная система сможет заработать только с 1 июля 2017 года. «Сейчас мы уже видим первые позитивные сигналы в экономике. Мы входим в тренд экономического роста. Поэтому у нас есть все возможности ввести накопительную пенсионную систему с 1 июля 2017 года», – считает вице-премьер.
Уверенности Павлу Розенко добавляет и тот факт, что в Верховной Раде зарегистрирован новый, разработанный и согласованный совместно с экспертным сообществом законопроект №4608, предусматривающий введение в действие усовершенствованной трехуровневой накопительной пенсионной системы. К слову, это уже третья попытка за последние несколько лет сдвинуть пенсионную реформу с места. Сейчас и правительству, и народным депутатам тянуть уже некуда: систему нужно перестраивать как с точки зрения новых экономических реалий, так и по ряду объективных причин.
Демографическая ловушка
Главная угроза коллапса нынешней так называемой «солидарной» пенсионной системы находится в плоскости демографических факторов. «Солидарная» система досталась украинцам в наследство от Советского Союза, когда количество работающих значительно преобладало над количеством пенсионеров. В связи с рядом факторов демографические показатели значительно изменились уже в конце 1980-х и в 1990-х годах. Сейчас, на фоне экономического кризиса, украинцы в полной мере ощущают последствия «отмирания» предыдущей советской системы пенсионного обеспечения.
По информации Государственной службы статистики, количество экономически активного населения упало до исторического минимума. Украина стремительно теряет трудовые ресурсы: в первой половине 2015 года трудоспособных украинцев осталось всего 18 млн 74 тыс человек. Это на 10,6% меньше, чем годом ранее. Если же посчитать соотношение пенсионеров к населению, которое работает, ситуация вообще выглядит катастрофической: сейчас на 10 млн работающих приходится 12 млн пенсионеров. Понятно, что с такой ситуацией Пенсионный фонд не наполняется, его дефицит постоянно растет. В таких условиях росту пенсий взяться неоткуда.
Конечно, становится понятно: чтобы избежать коллапса с выплатами пенсий, нужно как можно быстрее принимать соответствующие меры. О необходимости скорейшего запуска пенсионной реформы украинских чиновников и политиков вот уже 2 последних года безуспешно предупреждают эксперты и представители Международного валютного фонда. Например, специалисты Всемирного банка уже во время встречи с новым министром социальной политики Андреем Ревой подчеркнули необхожимость перехода именно на страховую пенсионную систему. Более подробно о развитии и внедрении этого уровня пенсионного обеспечения граждан говорится и в новом законопроекте. «Проблема в том, что многие у нас выходят на пенсию значительно раньше, чем должны. При этом демографические тенденции являются негативными. Официальная занятость низкая. Фактически, один человек, который работает, содержит одного пенсионера. Все вместе это приводит к очень опасной ситуации, потому что вся эта система требует очень больших затрат, в частности, за счет этих привилегий», – убежден эксперт «Реанимационного пакета реформ» в сфере пенсионного обеспечения Павел Кухта.
Что касается дальнейшей дискуссии по поводу поднятия пенсионного возраста, то в данном аспекте пока нет единства. С одной стороны, есть ряд объективных факторов, из-за которых повышать возраст выхода на пенсию все-таки придется. Вместе с тем, эксперты настаивают на том, что сначала нужно таки запустить механизм накопительной пенсионной системы, а уже после этого – рассмотреть решение об увеличении возраста выхода граждан на пенсию. Возможно, учитывая сложную демографическую ситуацию, к такому шагу придется прибегнуть, но пока подобная идея не является панацеей для успешного функционирования и развития пенсионной системы.
К тому же, речь идет еще об одном существенном нововведении, которое станет возможным с воплощением новой пенсионной реформы, а именно – об отмене так называемых спецпенсий в «солидарной» части начислений. В правительстве уже нашлись сторонники подобных революционных идей для украинских реалий. Так, подобный элемент реформы уже поддержал Минфин во главе с министром Александром Данилюком. «За эти годы было принято много популистских решений, которые убивают саму идею Пенсионного фонда. Есть выплаты, какие-то льготы, которые выплачиваются сейчас через Пенсионный фонд, хотя должны идти через Бюджет. Сейчас мы хотим отделить мух от котлет, сбалансировать систему. Некоторые элементы повышения пенсионного возраста возможны, но пока об этом речь не идет», – заверил Данилюк.
Кроме того, именно на такой последовательности внедрения пенсионной реформы настаивали и в МВФ: отмена льгот, введение накопительной системы, повышение пенсионного возраста. Поэтому пока получается, что механизм реформирования запущен. Впрочем, последнее слово сейчас за народными депутатами.
Возможно ли накопить на пенсию без доверия к государству?
Что же предлагают авторы нового законопроекта о пенсионной реформе? Прежде всего, возникают две сверхважные задачи: вернуть доверие граждан к государству и его финансовой системе и одновременно установить справедливые правила игры для накопления пенсии в течение всей активной части жизни украинцев.
Чтобы выполнить второе условие, на начальном уровне пенсионной системы планируют ввести единую формулу начисления пенсий – учитывать отчисления с зарплаты и общий стаж работы. Тогда как так называемые «специальные пенсии» просто отменят.
Во-вторых, с 1 июля 2017 года для всех граждан, которым не исполнилось 35 лет, откроют специальные накопительные счета. «Дополнительно к единому страховому взносу в 22% работодатель начнет платить в новый Накопительный пенсионный фонд на личный счет работника 2% от его заработка в 2017 году, а с каждым следующим годом – на 1% больше, и до 5% – с 2020 года», – пояснил главный эксперт группы «Пенсионная реформа» «Реанимационного пакета реформ», экс-мэр Житомира и народный депутат 1-го созыва Виталий Мельничук. Такая идея, по замыслу экспертов, будет стимулировать заинтересованность работников получать «белую» заработную плату, а в будущем увеличит и поступления в Бюджет страны, и их собственные пенсионные накопления.
Следует отметить, что второй и третий уровни накопительной системы пытаются ввести еще с 2007 года. Теперь даже по самым оптимистичным ожиданиям, она заработает только с середины 2017 года. А количество граждан, которые с середины 2000-х присоединились к системе третьего уровня пенсионного обеспечения, вообще крайне маленькое: это всего около 800 тыс. человек. Активы негосударственных пенсионных фондов (деятельность которых является основой 3-го уровня пенсионного обеспечения) не превышают 2,5 млрд грн – это всего лишь около 1% от тех средств, которые были выделены в прошлом году из Пенсионного фонда на обеспечение «солидарной» системы пенсий.
Еще один важный аспект введения накопительной пенсионной системы – возвращение доверия к финансовой системе государства. Сбережения граждан должны быть надежно защищены, а сами украинцы должны иметь право выбора, в какой именно фонд и на каких условиях откладывать свои пенсионные накопления. Во введении подобной системы заинтересовано и само государство, ведь средства накопительной пенсионной системы – это сверхмощный инструмент финансовой стабильности и долгосрочный источник внутренних ресурсов для развития экономики. К тому же, до 50% стоимости активов накопительного пенсионного фонда могут быть размещены в виде государственных ценных бумаг. А это – дополнительные возможности для заимствований и уменьшение зависимости от того же МВФ или Всемирного банка. Основная ценность этих активов – время их возвращения и происхождение. Ведь деньги украинских граждан могут оставаться в Украине и финансировать собственные экономические нужды.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»