Длительные переговоры по определению нового формата парламентского большинства сопровождались громкими демаршами бывших партнеров «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» по старой коалиции «Европейский выбор».
Первой политической жертвой стала «Самопомощь», лидера которой Президент пригласил для переговоров по формированию новой коалиции и с предложением возглавить правительство.
Впрочем, дальновидный и амбициозный мэр Львова Андрей Садовый не принял предложение Петра Порошенко. Соратники Президента уже на следующий день жестко раскритиковали нежелание «Самопомощи» «взять и сделать» реформы в стране, зато Садовой и Ко взяли курс на окончательную оппозиционную деятельность.
Непрочными оказались и переговоры с лидером «радикалов» Олегом Ляшко. Каминг-аутом оказалась новость о том, что фракция «РПЛ» хоть и побила горшки с пропрезидентскими силами еще осенью 2015 года, однако так и не написала заявление о выходе из коалиции. Впрочем, после сногсшибательных заявлений на грани фола Олег Ляшко таки решился громко хлопнуть дверью и уйти вон - в оппозицию.
Градус напряжения пытались поднять в «Батькивщине»: политическая сила выдвигала то 10, то 3 основных требования для вхождения в новую коалицию. Так же настаивала на принятии 18 принципиальных законов. Наконец, когда на Банковой терпение лопнуло, Юлия Тимошенко на пике «преданных» переговоров громко объявила о переходе «Батькивщины» в оппозицию к действующей власти. К слову, партия и ее лидер никогда и не пытались избавиться от статуса оппозиционности, даже работая вместе с коллегами в коалиционном большинстве и формируя предыдущее правительство.
Подобные маневры парламентские силы делают не зря: оппозиция – наиболее удобная площадка для старта предвыборной кампании. Призрак досрочных парламентских выборов все чаще проходит по улице Грушевского, поэтому тренд на оппозиционность - лучший способ получить новые электоральные дивиденды.
Оппозиционный тренд
О пользе оппозиционных лозунгов свидетельствуют результаты последних социологических исследований. Так, по данным социологической группы «Рейтинг», в случае проведения выборов в ближайшее время готовность прийти и проголосовать выразили 62% опрошенных. Среди оппозиционных сил наибольшей поддержкой пользуется «Батькивщина» - за нее проголосовали бы 9% опрошенных. По 8% получили бы «Самопомощь» и «Оппозиционный блок», 5% – «Радикальная партия Олега Ляшко».
В социсследовании украинцы поддержали и другие потенциальные оппозиционные силы - например, еще не созданную партию Михеила Саакашвили и ВО «Свобода». Так, политсила экс-президента Грузии могла бы рассчитывать на 10% поддержки избирателей, а «Свобода» – на преодоление 5% избирательного барьера.
В общем, уже сейчас можно насчитать 6 основных оппозиционных сил, которые будут играть на понижение рейтингов власти и в ближайшие полгода нарабатывать свою электоральную базу. Среди них 4 парламентские партии:
«Батькивщина»
Однозначно заинтересована в досрочных парламентских выборах, пока что имеет наилучшие рейтинговые позиции для вхождения в новый парламент. Основные направления деятельности - социальный популизм, критика действий власти, альтернативные предложения по реформированию страны. От подобной риторики может и быть польза: «Батькивщина», как и остальные «непровластные» политические силы, заинтересована в изменении избирательного законодательства на 100% пропорциональную систему. Ведь преодолеть силы админресурса провластных партий в мажоритарных округах на одних оппозиционных лозунгах не удастся.
«Радикальная партия»
Потенциальный союзник «Батькивщины» в следующем созыве парламента. Эти две политические силы тянутся друг к другу из-за ряда сходных признаков. Самый очевидный - популистская, «левая» по своему идеологическому наполнению риторика. К тому же, эти две политические силы имеют единую электоральную базу - как правило, это жители сел, районных центров, «глубинка». «РПЛ» будет поддерживать все оппозиционные инициативы, в частности взята за основу тема импичмента Президенту.
«Самопомощь»
Ситуация несколько сложнее: политсила успела растерять часть своего потенциального избирателя, который несколько разочаровался осторожными действиями партии и устал от тактики дипломатического невмешательства в судьбу страны. Именно поэтому «Самопомощь» постарается действовать несколько ярче и решительнее, впрочем, не переступая границы дозволенного. Основной избиратель «Самопомощи» - жители больших городов и областных центров, так называемый «креативный» класс и малый/средний бизнес. Поэтому ожидается, что в политсиле будут больше говорить о необходимости внесения изменений в налоговую политику, борьбе с коррупцией на всех уровнях и создании новой философии распределения капиталов в стране.
«Оппозиционный блок»
Традиционно имеет поддержку в восточных и южных областях Украины. Реваншистская риторика, агрессивный популизм и лозунги на сближение/конструктивные отношения с Россией. Мол, «поиграли в революцию и европейские ценности – достаточно».
Кроме того, есть еще 2 вектора оппозиционной деятельности, которые возникнут во внутренней провластной среде и среди внепарламентских политических сил. В первом случае имеем сразу 3 возможных разветвления «гибридной оппозиции»: «Народный фронт» хотя и будет находиться в коалиции и в правительстве, будет пытаться потихоньку реанимировать свой рейтинг, постепенно критикуя действия премьер-министра Владимира Гройсмана или просто саботируя правительственные инициативы в парламенте. Скорее всего, свою игру начнет Михеил Саакашвили: именно на личном рейтинге политика и будет основываться весь оппозиционный потенциал его гипотетической политической силы, в которую могут войти и некоторые нардепы из «БПП». Наконец, как показал процесс «премьериады», сам Владимир Гройсман не собирается отставать и впоследствии также может стать неким «оппозиционным премьером» и к «БПП», и к Президенту.
Еще один котел, в котором варятся оппозиционные по своей сути ингредиенты, находится за пределами правительственного квартала - в среде внепарламентских политических партий. В данном направлении работает целая палитра так называемых «патриотических» проектов - ВО «Свобода», «УКРОП», политическая партия «Национальное движение Яроша», «Правый сектор». Кроме того, вполне вероятно, что оппозиционной риторикой будут пользоваться несколько олигархических проектов, которые так или иначе будт ориентироваться на сотрудничество с новой властью - это «Видродження», «Наш край», «Воля народа», «Аграрная партия», «Партия простых людей». Наконец, активность наблюдается и в так называемом «левом спектре» партий: в частности, усилила свое медийное присутствие партия «Левая оппозиция».
В боях без правил
Несмотря на то, что и в парламенте, и за его пределами станет больше оппозиционной риторики, в Украине до сих пор нет закрепленного на законодательном уровне статуса «перехода в оппозицию». Принять соответствующий закон после Революции Достоинства так и не удалось.
Внести соответствующий законопроект обещал Президент Петр Порошенко в своей предвыборной программе во время президентской кампании 2014года. Впрочем, так и не сделал этого, объявив о роспуске парламента 7-го созыва. Новый состав ВР уже несколько раз возвращался к голосованию по данному вопросу. Так, в апреле прошлого года парламент отклонил соответствующий законопроект №0948 авторства экс-регионалов Вадима Новинского, Евгения Геллера и Валерия Писаренко. Профильному комитету было поручено подготовить новый проект закона. Законопроект разработан, впрочем, ожидает включения в повестку дня для дальнейшего голосования.
В сентябре 2015 года альтернативный законопроект «Об оппозиции» внесли нардепы из фракции «РПЛ». Законопроектом предлагается определить основы и гарантии осуществления оппозиционной деятельности, особенностей и порядка образования парламентской оппозиции, изменений в ее составе, права на представительство в руководстве Верховной Рады и ее органов, участие в осуществлении парламентского контроля, права на образование оппозиционного правительства, других вспомогательных органов и на участие в формировании персонального состава органов государственной власти.
Фактически, предлагается узаконить право оппозиционных фракций на руководящие должности в комитетах, что позволит чаще и эффективнее рассматривать альтернативные законопроекты чем те, что предлагают провластные фракции коалиции, правительство или Президент. В документе по квоте оппозиции предлагается закрепить и целый ряд должностей, начиная от председателя Счетной палаты, заканчивая директором Национального антикоррупционного бюро.
Конечно, изменение правил и предоставление больших прав оппозиционным фракциям полностью соответствуют всем процессам демократического развития общества. Впрочем, значительно усиливают позиции парламентской составляющей формы государственного управления. Хватит ли потенциала пока еще распыленным оппозиционным силам в парламенте, чтобы таки принять необходимый закон - вопрос риторический. Ведь уже завтра эти политические силы могут вновь получить власть, поэтому есть ли смысл снова делиться полномочиями со своими вчерашними оппонентами?
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»