Анализ периодов политического развития общества характеризуется определенными этапами характерных колебаний. Так называемый «маятник общественных процессов» движется от одной точки к другой, преодолевая определенный путь развития. В случае с политическими процессами в Украине «маятник» уже несколько раз находился в противоположных точках, сигнализируя силу противоположных векторов развития общества.
Главная задача элит – не просто заставить «маятник» колебаться в пределах между двумя противоположными полюсами, а выстраивать спиральную траекторию развития. То есть общество должно чувствовать движение, прогресс. Именно это желание и лежало в основе последней Революции Достоинства: украинцы слишком устали от «бега по кругу», требуя наконец начать движение по восходящей «спирали».
Впрочем, отечественные политические элиты упорно демонстрируют нежелание выполнять «работу над ошибками» и в дальнейшем продолжают писать сценарии политических игр, не учитывая головокружительного уменьшения ресурсной базы развития для страны. В конце концов, возникает ситуация «нулевой точки», когда общественный «маятник» на время замирает в единой равноудаленной от полюсов точке, чтобы дать новый толчок к изменениям в траектории движения.
На крючке у следствия
Начало осеннего политического сезона ознаменовалось мощной информационной кампанией против лидеров и активистов политической партии ВО «Свобода». По данным правоохранителей, представитель именно этой политсилы совершил теракт под стенами Верховной Рады 31 августа, в день голосования за изменения в Конституцию. «Свободовцы» сразу же заявили о политических репрессиях и объявили общую партийную мобилизацию против таких действий власти. Лидер «Свободы» Олег Тягнибок исправно ходил на все допросы в прокуратуру, некоторым знаковым партийцам во время следствия была избрана мера пресечения – содержание в СИЗО. Благодаря удачной предвыборной кампании партии удалось показать неплохой результат на местных выборах, а одному из ее лидеров – экс-нардепу Юрию Сиротюку – после нескольких месяцев в СИЗО суд переизбрал меру пресечения на домашний арест.
Уже в сентябре, когда процесс избирательной кампании в местные советы был в зените, прямо в сессионном зале парламента был задержан экс-нардеп Игорь Мосийчук из фракции «Радикальной партии». Причина – подозрение в коррупционных сделках с помощью депутатского мандата, о чем ГПУ даже продемонстрировало доказательства – оперативные съемки. Коллегам Мосийчука по парламенту ничего не оставалось, как выйти из коалиции и громко заявить о политических преследованиях. Впрочем, для «РПЛ» эффект от такой информационной кампании был не слишком удачным, ведь доказательства ГПУ выглядели более убедительно. Конечно, время, место и способ «расправы» над «радикалом» Мосийчуком вызвали много вопросов как среди коллег-нардепов, так и общественности, экспертов, журналистов.
Сразу после местных выборов ГПУ вместе с СБУ осуществили очередное громкое политическое задержание – на этот раз в собственном доме в наручниках оказался лидер партии «УКРОП» Геннадий Корбан. После недельных судебных баталий и, мягко говоря, не совсем убедительных действий ГПУ соратнику Игоря Коломойского была избрана новая мера пресечения – содержание под домашним арестом до 31 декабря этого года. Нетрудно догадаться, что в самом обществе такие действия правоохранительных органов были восприняты скорее как политические преследования, чем объективный процесс по разоблачению коррупции среди влиятельных политиков. В свою очередь, партия «УКРОП», несмотря на свою короткую историю политической активности, также продемонстрировала уверенный результат на местных выборах.
После ряда громких политических задержаний, вызвавших неоднозначную оценку в обществе, в Администрации Президента поспешили сообщить: «дело Корбана» – это только начало масштабных действий правоохранителей по выявлению и задержанию других политических преступников и коррупционеров. Очевидно, необходимость поиска равновесия сделали свое дело: для этого общественности нужно было продемонстрировать возможность задержания бывших влиятельных «регионалов» и людей, которые были причастны к преступным действиям режима экс-президента Виктора Януковича.
В конце прошлой недели, по версии ГПУ, равновесие было восстановлено – СБУ по поручению Генпрокуратуры задержала экс-министра юстиции в правительстве Николая Азарова Елену Лукаш. «Это была блестящая операция, СБУ провела большую работу, были задействованы значительные силы», – отрапортовала пресс-секретарь Службы безопасности Елена Гитлянская. Правда, сама Лукаш не подтвердила таких серьезных действий правоохранительных органов, добавив, что все время после побега бывшего президента Януковича находилась в Киеве. В ГПУ отметили, что Лукаш подозревается именно в коррупционной деятельности, однако пока что предоставить веских доказательств в суде не смогли: экс-министра юстиции отпустили под залог в 5 млн гривен.
Случай с задержанием Елены Лукаш вызывает еще большее недоумение среди экспертов и общественности, учитывая предыдущие действия ГПУ. «Очевидно, что все знали, где она находится, что она жила в Киеве, но под чьи-то высокие гарантии. Сегодня пытаются сбалансировать информационную картинку после дела Корбана, чтобы показать, что осуждают не только «патриотов», но и представителей бывшей преступной власти. Кроме того, накануне второй годовщины Майдана, когда встанет вопрос, кто из представителей бывшей власти понес ответственность. Что происходило на Майдане, за все коррупционные преступления, которые были перед Майданом», – анализирует такие действия правоохранителей директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Ранее ГПУ не смогла задержать ряд других бывших высокопоставленных лиц режима Януковича, которых обвиняют в коррупционных преступлениях. А с некоторых – даже отозвала представление о задержании и аресте: так, недавно стало известно о таких действиях Генпрокуратуры в отношении бывшего народного депутата, «регионала» Сергея Клюева.
Эффект противодействия
Пример с нынешними проблемами и репутационными потерями для власти, связанными с действиями ГПУ, хрестоматийный. Именно такие неуклюжие попытки действовать якобы в ключе общественных настроений, одновременно контролируя ход расследований в нужном русле, и приводят к проблемам с растущим последующим недоверием со стороны граждан. Ведь запрос совсем другой: наладить работу прокуратуры таким образом, чтобы она смогла обеспечить проведение качественных расследований тех или иных преступлений и предоставить неопровержимые доказательства вины подозреваемых. Таким образом, единственной задачей общественности и власти стал бы контроль за решениями со стороны судебной системы, которая сама требует решительного реформирования.
В свою очередь, действия ГПУ приводят к возможности реваншизма в обществе. Непоследовательность и нерешительность – главный политический риск для каждой власти после революционных событий. Не следует забегать слишком далеко: таким же образом в свое время действовал 3-й президент Виктор Ющенко. Так, в 2005 году Ющенко, и. о. премьер-министра Ехануров и лидер тогда еще влиятельной «Партии регионов» Янукович подписали «Меморандум о взаимопонимании между властью и оппозицией». Документ как раз содержал в себе гарантии предупреждения и пресечения любых «политических репрессий». Как развивались события после этого – мы все отлично помним.
Сейчас ситуация несколько иная: никаких меморандумов не подписано, в то время как не реформированные структуры ГПУ и украинские суды «по умолчанию» осуществляют условия подобных непубличных договоренностей. С единственной разницей: обществу демонстрируется яркая телевизионная «картинка» с задержаниями и показательными следственными действиями. Тогда как реального результата расследований правоохранителей нет.
Опасность колебания «маятника» в другую сторону заключается не только в потере доверия общества к определенной политической элите, ставшей во главе страны после революционных событий, но и в общем равнодушии к динамике изменений. То есть граждане будут искать покоя, «тихой гавани». Именно в этом контексте и вызывает наибольшее беспокойство сегодняшняя ситуация с задержаниями бывших и нынешних политиков.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»