Сегодня год со дня авиакатасрофы самолета МН17 малайзийских авиалиний, сбитого вблизи города Торез в Донецкой области.
«Слово и Дело» решило провести исследование, что же за этот год изменилось в ходе расследования, в наказании виновных, какие обещания политиков по этому делу выполнены, а какие – нет.
Сразу же после аварии, 17 июля 2014 года, Президент Петр Порошенко выразил уверенность, что все виновные понесут ответственность. 19 июля Президент заверил, что не допустит препятствования в расследовании обстоятельств аварии. Премьер Арсений Яценюк через 10 дней после аварии также пообещал исследовать ее причины, найти виновных и привлечь их к ответственности. Однако международные эксперты и миссия ОБСЕ еще долгое время не могли начать расследование. Сепаратисты под разными предлогами не пускали специалистов на место падения самолета. Позже экспертам все же удалось собрать необходимые доказательства на месте катастрофы. 9 сентября 2014 года Совет безопасности Нидерландов опубликовал предварительный отчет расследования причин авиакатастрофы. По опубликованной информации, самолет был технически исправен и распался в воздухе в результате большого количества объектов, попавших в него извне. 13 ноября страны, участвующие в расследовании обстоятельств катастрофы, договорились продолжить расследование на 9 месяцев. Расследование до сих пор не завершено.
28 июля 2014 года председатель Верховной Рады Александр Турчинов заверил, что за три дня парламент обязательно ратифицирует вопрос о разрешении проведения гуманитарной миссии на территории Украины полицейскими из Австралии. Произошло так, как он обещал. 31 июля Верховная Рада приняла проекты законов о ратификации Соглашения между Украиной и Королевством Нидерланды о Международной миссии защиты расследования, а также Соглашения между Украиной и Австралией о направлении австралийского персонала в Украину в связи с падением самолета. Обе сделки предусматривают практическое привлечение полицейского, военного и гражданского персонала нидерландской и австралийской сторон к расследованию причин авиационной катастрофы. Численность Международной миссии защиты расследования составляет не более 700 вооруженных лиц персонала, включая до 250 вооруженных лиц австралийского персонала.
Спикер Владимир Гройсман и тогдашний министр обороны Валерий Гелетей пообещали, что в 20-километровой зоне вблизи места катастрофы никакие боевые действия проводится не будут. Так, собственно, и было – что позволило экспертам собрать необходимые доказательства на месте аварии. Полный отчет о результатах расследования обещали опубликовать через год после даты авиакатастрофы.
Кроме того, Валерий Гелетей также пообещал наказать террористов, виновных в гибели пассажиров самолета. Но это обещание осталось невыполненным, поскольку 12 октября Гелетей оставил свой пост.
В свою очередь, Гройсман 1 августа обещал, что поезд, на котором перевозили вещи погибших, в течение двух дней будет возвращен украинской стороне. Поезд задержали террористы 25 июля. По состоянию на 3 августа председатель международной поисковой миссии Питер-Йаап Альберсберг заявил, что железнодорожный вагон с личными вещами жертв по-прежнему находится в районе Тореза. Груз попал в Харьков только 16 октября 2014 года.
И, наконец, самое свежее обещание, выполнения которого многие ждут с нетерпением. 12 июня 2015 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что Россия будет отвечать перед международным судом за уничтожение малайзийского Боинга-777, в результате чего погибли гражданские лица. 14 июля 2015 года страны, проводящие независимое уголовное расследование этого дела, обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой создать международный уголовный трибунал для привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении связанных с этим инцидентом преступлений.
Россия же, которая якобы не имеет никакого отношения к этой трагедии, активно выступает против создания такого трибунала. Совпадение? Не думаю.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»