О жарком для Украины с политической точки зрения августе-месяце. О наиболее вероятных вариантах развития событий, которые могли бы стать последствиями «неотказа» Украины в свое время от ядерного оружия. О зарплатах руководителей антикоррупционных органов Украины за июль. И эволюции мощностей украинской возобновляемой энергетики. «Слово и дело» предлагает обзор самых важных новостей и собственной аналитики в аудиоформате - в подкасте «Словом».
Жаркий август 2021-го: какие политические события произойдут в течение месяца
С политической точки зрения август 2021-го будет очень важным месяцем для Украины. Важным и насыщенным. Во-первых, в конце лета Владимир Зеленский должен полететь в США на первую встречу с президентом Джо Байденом. На эти переговоры в Украине возлагают большие надежды, особенно в свете угрозы, которую составляет «Северный поток-2». Во-вторых, Украина будет праздновать 30-ю годовщину Независимости и ждет в 20-х числах августа много иностранных гостей высокого уровня.
В июле Владимир Зеленский был в Берлине с официальным визитом, где встречался и с канцлером Германии Ангелой Меркель. Тогда во время ужина обсуждали проект «Северный поток-2», урегулирование ситуации на Донбассе и выполнение Минских соглашений. Каких-то конкретных договоренностей по итогам встречи стороны не достигли.
Казалось бы, это могла быть последняя встреча Зеленского и Меркель. Осенью после выборов в Бундестаг Меркель покинет пост канцлера, а о своем участии в саммите «Крымской платформы» она не сообщала. Но на днях стало известно, что Меркель планирует 22 августа посетить Украину. «Темы переговоров: безопасность, двусторонние отношения и другие актуальные вопросы», - сообщил пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров» И эта встреча будет происходить на фоне довольно интересных событий.
И центральным событием месяца, да и всего лета, будет первый саммит «Крымской платформы». По последним данным, озвученным в Министерстве иностранных дел Украины, в нем примут участие по меньшей мере 34 страны. Окончательный список участников и уровень представительства всех государств пока неизвестен.
На саммите будет четыре тематических панели: о непризнании попытки аннексии Крыма, о милитаризацию Азово-Черноморского региона, о пути реинтеграции Крыма за права человека и устойчивое развитие, о восстановлении прав крымскотатарского народа.
Кого уж точно ждать на саммите «Крымской платформы», а кто уже точно не приедет и какие документы планируют подписать по итогам саммита - об этом читайте в нашем специальном материале на сайте и в телеграмм-канале.
Что было бы, если бы Украина не сдала свой ядерный арсенал
В начале 1990-х годов и на Украину, и на другие бывшие республики Советского Союза, на территории которых хранилось ядерное оружие, давили и США, и Россия. К тому времени уже независимая Украина имела третий по размеру ядерный арсенал в мире.
Анализировать исторические события на предмет того, правильными ли были шаги тогдашней украинской власти по полному разоружению и отказу от ядерного статуса, – пожалуй, не слишком благодарное дело. Впрочем, в последнее время уже современные политические деятели все чаще говорят о том, что отказаться от ядерного оружия было слишком преждевременным решением тогдашних властей. Так или иначе, и тогдашние лидеры государства, и современные политики – правы и приводят резонные аргументы относительно отказа или, наоборот, необходимости сохранения ядерного потенциала.
Учитывая то, что тогда на Украину давила не только Россия, но и США и страны Запада, есть высокая вероятность того, что отказ тогдашнего руководства страны избавиться от ядерного потенциала могла бы привести к частичной или даже полной экономической и геополитической изоляции Украины.
Правда, стоит учесть один важный аспект – и Запад, и Россия в то время не имели достаточно влиятельных рычагов, чтобы полностью «перекрыть кислород» молодому украинскому государству. Со всем тем, сохранив свой ядерный потенциал и оказавшись в статусе «изгнанника» ‒ дальнейший путь Украины, с тогдашними политическими элитами, мог бы превратить Украину в подобие нынешней Беларуси.
Еще один из вероятных путей, по которым могла, но не воспользовалась Украина, заключался в частичном отказе от ядерного статуса – наша страна могла бы избавиться стратегического вооружения, управление которым осуществлялось из Москвы, однако сохранить тактическое вооружение, которое можно было бы контролировать и обслуживать собственными силами.
Эксперты подсчитали, что таких боеприпасов на территории независимой Украины тогда насчитывалось от 2000 до 4000, а дальность их использования составляла не более 1000 километров. Такой подход мог бы создать сдерживающее преимущество для Украины от агрессивных действий любого из соседних государств, и в то же время - не представлять стратегической угрозы для всего мира.
Больше о двух наиболее вероятных вариантах развития событий, которые бы могли стать последствиями «неотказа» Украины от ядерного оружия - читайте в нашем большом аналитическом материале на сайте.
Сколько зарабатывают украинские антикоррупционеры
Глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков заработал в июле больше других антикоррупционеров – 479 тыс. 88,84 грн. Новикову, кроме оклада и надбавок, выплатили премию за июнь, оплату за ежегодный отпуск и материальную помощь на оздоровление (281 тыс. 487,88 грн).
Втрое меньше были зарплаты у его заместителей, которые, кстати, все трое за июль получили премии.
Директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник за прошлый месяц заработал 436 тыс. 666 грн. В частности, он получил 214,3 тысячи грн помощи к ежегодному отпуску. Заместители директора НАБУ заработали за июль от 138-ми до 174 тысяч гривен. Исполняющий обязанности руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Максим Грищук заработал 101 тыс. 504 грн.
Все цифры зарплат руководителей антикоррупционных органов Украины и их заместителей за прошлый месяц - мы собрали в удобной инфографике на нашем сайте.
Напомним, ранее «Слово и дело» разобралось, какое место в рейтингах коррупции занимает Украина, а также каковы результаты работы показывают наши антикоррупционные органы.
Возобновляемая энергетика в Украине
Согласно данным Госэнергоэффективности и Евростата, мощности объектов возобновляемой энергетики в Украине с 2014 года выросли на 8 260 мегаватт.
Наибольший рост пришелся на 2019 год, в частности на солнечные электростанции. Именно они и имеют наибольшие мощности - в 2014 году на фотоэлектрику приходилось лишь 411 МВт, а по состоянию на I полугодие 2021 года имеем уже 6 351 МВт.
Мощность ветроэлектростанции составляет 1 593 МВт. Солнечные электростанции домохозяйств имеют почти вполовину меньшие мощности – 933 МВт, а в 2015 году их вообще было только 2 МВт.
Электростанции на биомассе, биогазе и малые гидроэлектростанции в 2021 году имеют мощность чуть более 100 МВт.
По уровню доли потребления электроэнергии из возобновляемых источников в Европе за 2019 год Украина занимает предпоследнее место (8,1%), опережая Люксембург. Наибольшая доля потребления – в Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии.
Данные по развитию мощностей возобновляемой энергетики в Украине за последние семь лет - мы собрали в нашем специальном материале с инфографикой на сайте.
Больше цифр, больше фактов, материалов и аналитики — находите на slovoidilo.ua
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»