Накануне празднования 30-й годовщины Независимости Украины, в Киеве впервые за 7 лет состоится масштабное международная событие по обсуждению возможных путей деоккупации Крыма ‒ саммит «Крымской платформы».
Мероприятий саммита состоятся по четырем ключевым направлениям ‒ на уровне глав государств, министров иностранных дел, парламентов и экспертных кругов из разных стран. Ожидается, что в работе «Крымской платформы» примут участие представители около трех десятков государств, однако полный список пока не разглашается.
Из открытых источников и заявлений в СМИ известно, что в саммите готовы принять участие представители 12-ти государств и Евросоюза. С самого начала анонсирования платформы планировалось пригласить к участию и Россию ‒ якобы для «откровенного диалога» о состоянии дел в Крыму и в целом актуализировать вопрос о его деоккупации. Однако в Кремле упорно подчеркивают невозможность даже обсуждения данного вопроса в публичной плоскости, и тем более в рамках международных саммитов ‒ в Москве продолжают отстаивать позицию, что никакой аннексии не произошло, а крымчане сами захотели стать частью России.
В условиях политико-дипломатических успехов России, которые произошли за последние месяцы, почти стопроцентном запуске «Северного потока-2», наращивании военной мощи в Крыму и даже наступлении на Украину в международных судах ‒ казалось бы, надеяться на возвращение полуострова бесполезно. Что же реально сможет сделать Украина на седьмом году оккупации Крыма, и можем ли надеяться на успешную миссию «Крымской платформы»?
Дипломатическая война
Инициатива по запуску «Крымской платформы» уже имеет определенные успехи и последствия для международного позиционирования Украины.
Прежде всего, она привлекла внимание международного сообщества и самой России к вопросу деоккупации Крыма. Кремль уже несколько раз менял тактику в своем отношении к проведению саммита ‒ от предварительного согласия принять участие только при условии обсуждения проблем полуострова, таких как водоснабжение и транспортное сообщение, до откровенного шантажа третьих стран в случае их участия в работе саммита. В любом случае, Россия вряд ли примет участие в его работе 23 августа текущего года.
Во-вторых, «Крымская платформа» сейчас является важным механизмом отработки всех возможных юридических механизмов для возмещения нанесенного агрессором ущерба и восстановления территориальной целостности именно благодаря международным дипломатическим инструментам.
В-третьих, это еще одна площадка, инициированная Украиной, с помощью которой можно привлечь внимание мирового сообщества к преступным действиям России, а также создать дополнительные предпосылки для усиления санкций.
Сейчас все усилия РФ направлены на то, чтобы мир постепенно «забывал» об аннексии Крыма. Для этого запущены все пропагандистские и дипломатические механизмы со стороны Кремля. Поэтому чем масштабнее пройдет первый этап саммита и будут запущены механизмы сотрудничества между Украиной и ее партнерами ‒ тем больше будут расти шансы на возвращение полуострова и его деоккупацию.
Долгосрочная цель
В украинском МИДе отмечают: Крымская платформа ‒ это еще и перезапуск системы безопасности и международного сотрудничества не только в Европе, но и в мире. Если одна из стран пренебрегает всеми дипломатическими нормами и международным правом и различными методами захватывает территорию соседнего государства ‒ такие действия противоречат всем возможным правилам и разрушают существующую систему международных отношений в мире.
Любой территориальный вопрос, вызванный агрессией одного государства против другого, рано или поздно будет иметь свое логическое завершение. Как правило, вариантов развития ситуации два ‒ либо страна-агрессор не останавливается на содеянном и продолжает свои захватнические действия, или государство, на которое совершили нападение, в дипломатический или военный способ отвоевывает свои территории, после чего агрессору придется платить за свои действия репарации.
Усиление мониторинга преступных действий российских властей и привлечение внимания мирового сообщества к теме Крыма ‒ до сих пор не имели своего выражения именно со стороны Украины. И с началом работы Крымской платформы начнется системная работа по синхронизации действий по запуску санкции против России и документирования всех ее преступлений во время оккупации полуострова.
Еще один важный элемент «Крымской платформы» ‒ привлечение международных мониторинговых организаций о состоянии дел в различных сферах. Ведь положение дел с правами человека, экологией и гуманитарными вопросами в Крыму требуют усиленного внимания со стороны мирового сообщества. Ведь Россия не только оккупировала, но и создала на территории Крыма военную крепость и своеобразную «территорию страха», где не действуют цивилизованные нормы международного права, нарушаются экологические стандарты, катастрофическая ситуация с правами человека.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»