Авиакатастрофа MH17 над Донбассом: как продвигается расследование

Читати українською

Почти семь лет прошло с тех пор, как на Донбассе был сбит пассажирский Boeing-777, который направлялся из Амстердама в Куала-Лумпур. Самолет вылетел из Амстердама днем 17 июля 2014-го, около 16 часов по киевскому времени связь с ним прервалась. Ближе к вечеру стало известно, что самолет упал на оккупированной территории Донецкой области. Погибли все 298 человек на борту – в основном граждане Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии и Британии. Несмотря на противоречивую информацию, которая поступала сразу после катастрофы, вскоре выяснилось, что Boeing был сбит из российского зенитно-ракетного комплекса «Бук». «Слово и дело» напомнит, как продвигается расследование трагедии.

Как свидетельствуют данные перехваченных разговоров сепаратистов, они знали, что сбили самолет, но предполагали, что это был украинский транспортник Ан-26. Когда выяснилось, что был сбит пассажирский лайнер малазийских авиалиний, боевики стерли из своих соцсетей упоминания о падении самолета. Первые несколько дней после аварии боевики не пропускали никого на место катастрофы, международным экспертам удалось туда попасть только через четыре дня.

На следующий день после трагедии было полностью закрыто воздушное пространство над Донецкой и Луганской областью для полетов гражданской авиации. До катастрофы запрет действовал только на определенной высоте.

Только относительно недавно, в феврале 2021-го, стало понятно, что Украину не будут привлекать к ответственности за незакрытое авиапространство. В ходе расследования пришли к выводу, что украинские власти на момент катастрофы не осознавали опасности для гражданской авиации.

7 августа 2014 года была создана международная следственная группа по делу MH17, туда вошли Австралия, Нидерланды, Бельгия, Малайзия и Украина. Предварительный отчет комиссии был обнародован уже в сентябре. В нем говорилось, что самолет распался в воздухе, вероятно, в результате попадания объекта извне.

Дело MH17: останки двух погибших так и не удалось найтиВо время слушания в Нидерландах по делу МН17 выяснилось, что останки двух погибших не удалось найти.

Более точная версия появилась только в октябре 2015 года: в отчете Совета безопасности Нидерландов было указано, что лайнер был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Журналисты-расследователи Bellingcat выяснили, что установку «Бук» вывезли из российской бригады, которая базируется под Курском, по маршруту Донецк-Снежное. 17 июля из нее выпустили ракету «земля-воздух», которая сбила пассажирский самолет. После катастрофы «Бук» вывезли через Луганск из Украины. Bellingcat выпустила еще несколько расследований, где назвала ответственных за катастрофу и новую информацию о ЗРК.

В мае 2016-го международная следственная группа подтвердила, что рейс MH17 был сбит из «Бука», который завезли на оккупированный Донбасс из России. Через два года Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в катастрофе MH17: «На основании выводов Объединенной следственной группы Нидерланды и Австралия пришли к выводу об официальной ответственности России за то, что случилось. У Нидерландов и Австралии общая юридическая позиция. Доказано наличие прямой связи между армией РФ и ракетой «Бук», которой был сбит самолет». Россия, конечно, свою причастность отрицает. Более того, у РФ были несколько своих версий случившегося, но международное следствие не приняло их во внимание.

19 июня 2019-го были названы имена четырех подозреваемых в деле:

  • Сергей Дубинский – гражданин РФ, на момент катастрофы глава «разведки «ДНР». Следствие считает, что он организатор боевого применения «Бука».

  • Игорь Гиркин – гражданин России, «министр обороны «ДНР». Он был связан с эвакуацией «Бука» с оккупированной территории Украины обратно в Россию.

  • Олег Пулатов – гражданин РФ, подполковник запаса воздушно-десантных войск. Следственная группа заявила, что Пулатов причастен к перевозке «Бука» и организации охраны места падения самолета. Также он, вероятно, был возле установки в момент пуска ракеты.

  • Леонид Харченко – гражданин Украины, «командир разведывательного батальона в «ДНР». Тоже причастен к охране «Бука» и, вероятно, координировал перевозку установки к месту пуска.

В феврале прошлого года прокуратура Нидерландов выдвинула им обвинения.

Суд по делу MH17 стартовал в Нидерландах 9 марта 2020 года. Одно из самых важных промежуточных решений суда за прошлый год – отклонить все альтернативные версии катастрофы. Ходатайствовал об их рассмотрении россиянин Пулатов – единственный обвиняемый, который согласился сотрудничать с судом.

26 мая этого года суд завершил первую фазу процесса, 7 июня началось рассмотрение дела по сути. В суде были заслушаны показания свидетелей, которые видели российский «Бук» на Донбассе.

Спутниковые снимки пуска ракеты по самолету увидеть не удалось – США окончательно отказались передать их суду, опасаясь, что будут раскрыты технические возможности спутников Пентагона. Но снимок показали главному прокурору Нидерландов по делам о терроризме.

17 июня в суде закончили демонстрацию всех доказательств по делу MH17. Суд вернется к заседаниям в сентябре, ожидается, что в ноябре будет объявлено обвинительное заключение.

Напомним, «Слово и дело» писало о том, что произошло в Окружном суде Гааги за почти год слушаний по делу MH17.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: