О старте бета-тестирования электронных сертификатов вакцинации в системе «Дія». О том, почему за два года так и не реформировали Укрзализныцю и почему не получится модернизировать шесть аэропортов ко Дню Независимости Украины. О лишении свободы за недостоверное декларирование, увеличении численности армии и территориальную оборону. А также о закрытии воздушного пространства, как элементе политического и экономического давления в мире. «Слово и Дело» предлагает обзор самых важных новостей и собственной аналитики в аудиоформате - в подкасте «Словом».
В Украине стартовал бета-тест COVID-сертификатов
В Украине стартует бета-тестирование сертификатов вакцинации от коронавируса. Сертификаты будут доступны в мобильном приложении «Дія» с 1 июля 2021 года. По крайней мере, о таком в Facebook написал министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
«Бета-тест стартует 1 июля. Все тестировщики получат доступ в течение 48 часов. Кто может принять участие в бета-тесте? Каждый желающий, кто получил две дозы вакцины от COVID-19 на территории Украины», - заявил он.
А еще пояснил, что ковидный сертификат - это документ в приложении «Дія», подтверждающий статус о вакцинации в Украине, на территории ЕС и других стран. Будет работать он, как и любой другой документ в «Дії», - его действительность можно будет проверить через QR-код. Присоединиться к команде бета-тестировщиков можно на сайте, ссылка на который, в том числе, есть и на «Слово и дело».
Аэропорты, дороги, и претензии президента: интервью Владислава Криклия
Украина готовится к 30-й годовщине Независимости: на днях президент Владимир Зеленский подписал закон, который позволяет потратить более 5 миллиардов гривен на подготовку к празднику, в частности, на модернизацию шести аэропортов, а также 100 млрд – на киевскую окружную дорогу. Причем все эти расходы выводятся из-под процедуры публичных закупок через Prozorro. Новый министр инфраструктуры Александр Кубраков занимает свой пост всего шесть недель и пока не дает интервью средствам массовой информации. Зато его предшественник Владислав Криклий в эксклюзивном интервью «Слово и дело» рассказал, что не так с новой процедурой, какие претензии имел к нему президент, почему за два года не реформировали «Укрзализныцю» и были ли попытки забрать у столичной власти киевские дороги.
Поэтому обо всем этом и не только - подробнее читайте в большом эксклюзивном интервью Владислава Криклия на нашем сайте и в телеграм-канале.
Восстановление ответственности за недостоверное декларирование
Верховная рада 29 июня приняла закон о восстановлении ответственности за недостоверное декларирование с предложениями президента Владимира Зеленского. Из закона исключили положение о том, что декларанты могут не указывать информацию о собственности членов своей семьи, если те об этом не сообщили. Кроме того, изменили и норму о наказании за непредставление декларации: теперь за это грозит не только штраф или общественные работы, но и лишение свободы.
В целом закон с предложениями президента поддержали 315 народных депутатов, 3 выступили против, 15 – воздержались, 35 – не голосовали.
Фракция «Слуга народа» дала 225 голосов «за», 8 депутатов не голосовали, 11 – где-то отсутствовали. В «Европейской солидарности» 19 членов фракции «сказали да», 2 – не голосовали, 6 – не присутствовали в сессионном зале.
«Батькивщина» за закон дала 15 голосов «За будущее» «за» проголосовали 13 членов, в группе «Доверие» 17 из 20 депутатов голосовали «за», остальные не голосовали.
В «Голосе» закон поддержали 14 депутатов, 3 – не голосовали и 3 – отсутствуют. Еще 12 голосов дали внефракционные депутаты, один выступил «против» (Александр Дубинский), 7 – отсутствовали.
Закон не поддержала только фракция «Оппозиционная платформа – За жизнь»: два голоса «против», 15 – воздержались, 10 – не голосовали и 17 бродили где-то по своим делах.
Напомним, 3 июня Верховная рада приняла закон об ответственности за ложь в декларациях. Но президент Владимир Зеленский ветировал его из-за поправок, которые смягчали ответственность за непредставление декларации, а еще позволяли не декларировать имущество родственников, если родственники забыли или не захотели по какой-то причине о своем имуществе рассказать декларанту.
О том, как голосовали группы и фракции за обновленный закон без лазеек - смотрите на нашей инфографике на сайте.
Территориальная оборона и увеличение численности ВСУ: что есть в новых законах
А еще Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект президента, которым он предлагает увеличить численность украинской армии, а также проект закона о национальном сопротивлении. Если первый законопроект пройдет и второе чтение, то численность ВСУ вырастет на 11 тысяч военнослужащих. Сейчас, напомним, в армии 250 тысяч человек, в том числе 204 тысячи военных.
Законопроект об основах национального сопротивления предполагает развитие мощной территориальной обороны и создание сопротивления, которые вместе с подготовкой украинцев к защите государства сформируют систему национального сопротивления.
Возглавит территориальную оборону президент как Верховный главнокомандующий, а руководить ее деятельностью будет Главнокомандующий ВСУ через командующего войсками территориальной обороны. При этом территориальная оборона будет вестись по всей территории Украины за пределами боевых действий.
Напомним, в конце мая Зеленский внес оба этих законопроекта в парламент. Профильный комитет рекомендовал их одобрить.
Авиаблокада как инструмент мировой политики
После принудительной посадки самолета Ryanair в Минске, которая была использована для задержания оппозиционного журналиста Романа Протасевича, Беларусь оказалась фактически в воздушной изоляции. Страны Евросоюза, Украина, США, Великобритания и некоторые другие государства не только запретили своим авиакомпаниям использовать воздушное пространство Беларуси, но и закрыли свое небо для украинских самолетов.
Такие ограничения являются весьма серьезными и применяются они далеко не впервые. Так с конца 1949 года тайваньским авиакомпаниям запрещено использовать воздушное пространство Китая, так как КНР не признает независимости островного государства.
70 лет действовал запрет Саудовской Аравии на использование воздушного пространства для авиарейсов, следующих В или из Израиля.
Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ в июне 2017 года прекращали авиасообщение с Катаром. Тогда эти страны обвиняли Катар в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. Помимо транспортной блокады, были введены также экономические санкции. Дипломатические отношения с Катаром, а также полеты возобновили лишь в январе 2021 года.
Украина и США в январе 2020 года запретили своим авиакомпаниям использовать воздушное пространство Ирана. Это произошло после того, как иранские военные сбили ракетой пассажирский самолет МАУ.
В августе 2014 года Россия в ответ на санкции Украины запретила нашим авиакомпаниям совершать транзитные перелеты своим небом. Украина, в свою очередь, в ноябре 2015 года полностью закрыла свое авиапространство для российских самолетов.
Кто и для кого еще, и по каким причинам закрывал свое воздушное пространство - смотрите в удобной инфографике на нашем сайте.
Больше цифр, больше фактов, материалов и аналитики — находите на slovoidilo.ua
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»