Политические процессы в Верховной раде, несмотря на все вызовы, стоящие перед Украиной в связи с пандемией коронавируса и угрозой военной агрессии со стороны России ‒ пока остаются в прогнозируемом русле.
Парламент стал своеобразной «точкой опоры» как для действующей власти, так и площадкой для политической борьбы и переговоров для оппозиции. Вероятность политического кризиса и как следствие ‒ перезагрузка действующего состава ВРУ переносится на неопределенный срок.
Более того: масштаб вызовов перед украинской государственностью производит сценарии, при которых может измениться вся архитектура властного распределения полномочий и в целом взаимодействие ветвей власти. Топтание на месте с судебной реформой, вместе с проблемами национальной безопасности побуждают к перезагрузке не отдельного института ‒ а, очевидно, всего властного конструкта.
Существует вероятность, что в случае дискуссий о досрочных парламентских выборах, может возникнуть необходимость перезагрузки всей властной вертикали с возможным смещением акцентов в принятии важных государственных решений именно на уровне парламента. Ранее подобные сценарии уже обсуждались в Украине в рамках масштабной конституционной реформы ‒ введение двухпалатного парламента с возможностью избрания президента депутатами одной или обеих палат, с усилением роли Верховной рады в формировании исполнительной ветви власти.
Роспуск и досрочные выборы парламента как альтернатива уменьшению напряжения в обществе без коренного изменения философии управления государством ‒ может привести к еще большим политических кризисов. Но при каких условиях досрочные выборы могут стать действительно спасительными во время политических кризисов?
Стабильность институтов власти
Одно из условий удачного эффекта от перезагрузки власти ‒ в стабильности политических институтов. Это гарантирует постоянство демократических процедур даже в случае многократной смены власти в течение непродолжительного промежутка времени.
Яркий пример ‒ парламентский кризис в Израиле, который длится уже более 2 лет. Перевыборы в однопалатный Кнессет напоминают постоянное вращение барабана с лотерейными билетами, которые никак не сложатся в выигрышную комбинацию. Дело в том, что израильские и «правые», и «левые» партии вот уже два года получают почти одинаковое количество мест в парламенте, после чего, естественно, не могут договориться о новом составе правительства.
В истории длительного избирательного процесса в Израиле есть одно важное обстоятельство ‒ даже несмотря на политический кризис, менять избирательную систему с низким избирательным барьером для прохождения политических партий в Кнессет никто не собирается. Как и жертвовать своими идеологическими принципами.
Зато в Украине изменения в Избирательный кодекс лишь недавно приобрели окончательный вид и пока неизвестно, к чему приведут досрочные парламентские выборы по новому законодательству. Они должны состояться уже при стопроцентной пропорциональной системе с открытыми избирательными списками в условиях достаточно высокого избирательного барьера в 5%. Таким образом, неотмененным остается условие по лидерскому типу партий, которые успешно функционируют при наличии двух ресурсов ‒ финансового и медийного. Поэтому без снижения избирательного барьера и соответствующих практик поиска механизма конфигурации новой коалиции следующий украинский парламент обречен привести к новому масштабному политическому кризису.
Альтернативы досрочным выборам
Какими могут быть альтернативы досрочным парламентским выборам?
Согласно данным опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии еще в конце 2020-го, 33% респондентов считают возможными досрочные выборы Верховной рады, а 39% ‒ что поменяется Кабинет министров. Поэтому первый вариант самый очевидный: смена правительства осенью 2021-го с привлечением партнеров из числа оппозиционных фракций в парламенте.
Второй наиболее вероятный вариант ‒ внесение изменений в Конституцию относительно двухпалатного парламента и выборов президента в Верховной раде. Подобный сценарий в далеком 2009-м пытались воплотить две крупнейшие на тот момент фракции парламента и их руководители ‒ Партия регионов во главе с Виктором Януковичем и БЮТ во главе с Юлией Тимошенко. И если тогда подобные договоренности могли иметь признаки конституционного переворота, то в нынешних условиях вопрос вполне может быть вынесен в публичную плоскость. Не исключено, что такие изменения в Конституцию могут стать составляющими реализации какого-то нового «мирного плана», в случае поиска выхода путей из эскалации и угрозы военной агрессии со стороны России на востоке Украины.
Третий вариант ‒ инициировать досрочные парламентские выборы для снятия напряжения как внутри общества, так и для перезапуска внешнеполитической повестки дня в конце текущего года. Ведь ни эскалация со стороны России, ни принципиальная позиция США и «Большой семерки» относительно внедрения реформ, ни угроза коронавируса и выполнения дальнейшего плана по вакцинации, ни отсутствие договоренностей с МВФ, скорее всего, никуда не денутся до конца текущего года. Вряд ли такой сценарий действительно решит большинство из перечисленных проблем. А вот создать основу для нового политического кризиса ‒ вполне вероятно.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»