Одна из насущных проблем нынешней власти и, в частности, правительства – продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом. В июне текущего года Совет директоров МВФ утвердил новую 18-месячную программу сотрудничества с Украиной на 5 миллиардов долларов.
При этом, учитывая ситуацию с падением экономики страны на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Фонд сразу выделил 2,1 миллиарда долларов на преодоление этих последствий.
Конечно, в Фонде выразили надежду на дальнейшее проведение реформ в Украине и четкое выполнение так называемых «структурных маяков». Однако именно в этих вопросах что-то пошло не так.
Первые проблемы начались с отставки в начале июля тогдашнего председателя НБУ Якова Смолия. Далее в кулуарах парламента и правительственных коридорах все чаще стали шепотом говорить о том, что в Фонде недовольны некоторыми действиями Кабмина. Одна из претензий – якобы нерациональное использование средств Фонда борьбы с коронавирусом и преодоление последствий пандемии.
Действительно ли МВФ настроен придержать предоставление следующего транша кредита? Какими будут требования Фонда и каких последствий ожидать в случае прекращения сотрудничества с основными кредиторами Украины?
Надежда на лучшее
Традиционно курс валют осенью в Украине начинает колебаться не в пользу гривны. И это лишь один из рисков для отечественной экономики. По мнению экспертов, факторов, способствующих «проседанию» гривны, несколько: первый фактор – сезонный, связанный с завершением действия эффекта дешевой сельскохозяйственной продукции; второй – повышение минимальной заработной платы; третий – политический – непрогнозируемая деятельность украинской власти, которая часто не имеет и краткосрочного плана развития страны.
Поэтому чиновники, Минфин и НБУ для стабилизации курса надеются на получение очередного транша до конца этого года, а министр финансов Сергей Марченко заявляет о «нормальном процессе диалога» с Международным валютным фондом и ожидает в ближайшее время определенности с его стороны о дате визита миссии. «Я не вижу сейчас никаких оснований для паники. Все нормально – нормальный процесс диалога», - подчеркнул Марченко. Хотя, по его словам, у миссии МВФ есть несколько вопросов политического характера: ситуация вокруг ПриватБанка, неэффективность работы антикоррупционных органов, нецелевое использование средств, выделенных на борьбу с COVID-19.
Для руководства Национального банка еще один транш от МВФ до конца текущего года тоже важен, потому что, как заявил новый глава НБУ Кирилл Шевченко, свежий макропрогноз регулятора построен на предположении, что второму траншу от МВФ в этом году все-таки быть.
В частности, глава совета НБУ Богдан Данилишин считает, что базовый сценарий с получением двух траншей до конца текущего года – в сентябре и декабре – малореалистичный. «Скорее всего, мы можем рассчитывать на получение транша в 4-м квартале 2020 года, в то же время плановый пересмотр программы с МВФ, на мой взгляд, должен сопровождаться пересмотром концептуальных основ сотрудничества и его фокусировки в поддержку национальных интересов Украины, а не только международных инвесторов», – считает Данилишин.
При этом он прогнозирует, что курс гривны относительно доллара в следующем году будет примерно таким же, как и в этом году, плюс-минус 1 гривна, так как сейчас якобы отсутствуют факторы, которые влияли на обесценение национальной валюты.
С целью проверки использования средств Фонда борьбы с коронавирусом и преодоления последствий пандемии, на одном из последних заседаний Кабинет министров даже принял проект распоряжения, которым обязывает Государственную аудиторскую службу обеспечить проведение мероприятий государственного контроля над использованием средств фонда.
Стоит отметить, что данный аудит предусмотрен и согласован в Меморандуме Международного валютного фонда с Украиной об экономической и финансовой политике, одобренном Советом директоров МВФ 9 июня 2020 года.
Учитывая нынешние реалии, ссориться сейчас с Фондом Украине было бы неуместно, ведь эпидемия коронавируса только набирает обороты, экономические прогнозы неутешительные – падение ВВП продолжится, а главные риски – война на востоке Украины и коррупция внутри государства – в ближайшее время никуда не исчезнут.
Новый день – новые требования?
Понимая положение Украины, в МВФ не спешат на помощь, а наоборот – усиливают давление и требование к представителям украинской власти.
На днях прозвучали заявления директора департамента коммуникаций Международного валютного фонда Джерри Райса об условиях дальнейшего сотрудничества с Украиной. В частности, речь идет о том, что таким условием является независимая деятельность антикоррупционных органов в стране, которые являются «ключевой составляющей структурных реформ для достижения более сильного и справедливого роста и предпосылкой в рамках текущей программы, поддерживаемой МВФ». Райс подчеркнул, что взаимодействие с властями Украины будет продолжено, но программа действий, обязательств и условий этого взаимодействия, обсуждается, и о сроках возобновления кредитования пока речь не идет.
После отставки Якова Смолия в Фонде намекнули на то, что независимость НБУ должна быть сохранена и в дальнейшем. В частности об этом заявил представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман. «Украина должна сохранить независимость Национального банка, а также не отходить от принципов инфляционного таргетирования и плавающего валютного курса. Такие условия сотрудничества заложены в программе Stand by Украины с МВФ», – подчеркнул Люнгман.
Ну и вишенка на торте: по его словам, при прежнем главе НБУ Якове Смолие регулятор «эффективно внедрял взвешенную денежно-кредитную и финансовую политику». Поэтому в представительстве Фонда недвусмысленно дают понять о важности продолжения такой же политики и новым главой НБУ.
Трудные решения
По последним данным, дефицит бюджета в Украине составляет почти 300 миллиардов гривен, а выплаты по кредитам, которые необходимо погасить до конца 2020 года, составляют 3-4 миллиарда долларов. Транш от МВФ в 5 миллиардов долларов по курсу составляет 134 миллиарда гривен, то есть сумма, которая не покрывает даже дефицита бюджета.
Однако в государственной смете на следующий год правительство заложило новый заем на сумму 685 миллиардов гривен, тогда как отдавать придется уже 600 миллиардов, что, по подсчетам экономистов, приравнивается к 13% ВВП. При этом украинцы точно не знают, на что будут потрачены заимствования, а отдавать эти деньги в виде налогов или из-за уменьшения социальных выплат придется каждому гражданину страны. И это на фоне, по словам директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, «значительной неопределенности относительно направления экономической политики».
Возможно, в этом случае целесообразнее было бы таки отказаться от «кредитной иглы»? Экономические эксперты дают разные прогнозы по этому поводу, и все они, к сожалению, неутешительные.
При нынешнем евроинтеграционном векторе отказ от сотрудничества с МВФ невозможен, потому что требует коренной перестройки внешнеэкономической и внутренней политики, переориентации на другие рынки, формирования индустриальной и наукоемкой стратегии экономического развития страны.
Отказ от сотрудничества с МВФ автоматически ухудшит ситуацию внутри страны, приведет к оттоку капиталов, росту стоимости кредитов, обвалу валютного и фондового рынков, продажи земли за бесценок, повлечет падение в международных рейтингах.
Некоторые эксперты утверждают, что отказ от сотрудничества с МВФ создает угрозу дефолта. Однако, по мнению экономиста Бориса Кушнирука, если принимать во внимание соотношение золотовалютных резервов и внешних долгов, которые надо уплатить в 2020 году, это будет выглядеть как обман. Ведь пока НБУ контролирует ситуацию, и несмотря на проблемы с бюджетом, именно золотовалютные запасы остаются на достаточно высоком уровне – опять же, не в последнюю очередь благодаря работе предыдущей команды Якова Смолия.
Все же эксперты сходятся во мнении, что в случае затягивания переговоров с МВФ у Украины возникнут серьезные проблемы по финансированию дефицита государственного бюджета, поскольку сотрудничество с Фондом дает возможность привлечь другие кредиты Всемирного банка и ЕС.
В конечном итоге ситуация дошла до абсурда: мы уже и не можем без кредита, а с другой стороны – они ничем не помогают, только накапливают долги. Поэтому очевидно, мы приближаемся к пиковой точке, когда стратегию по заимствованиям и их эффективному использованию нужно срочно менять. Иначе очередного коллапса экономики со всеми трагическими для общества последствиями не избежать.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»