В оккупированном Крыму сильно ухудшилась ситуация с пресной водой. Город Симферополь переходит на почасовое водообеспечение. Это связано с небывалой засухой, а также с истощением запасов воды в крымских водохранилищах. Если текущая ситуация не изменится, оккупированный полуостров может быть отброшен в своем развитии до уровня середины прошлого века.
Начиная с 24 августа, в Симферополе, а также в 39 селах Симферопольского и Бахчисарайского районов введены ограничения на подачу воды. В частности, уже отключена горячая вода, а с 7 сентября и холодная будет подаваться в течение нескольких часов – утром и вечером. При этом некоторые жители Симферополя говорят о том, что почасовая подача воды введена уже сейчас.
Связаны такие ограничения с небывалой засухой, «накрывшей» в 2020 году оккупированный полуостров. Для Крыма это настоящее бедствие. До российской аннексии Крым на 85% обеспечивался пресной водой, которая направлялась из Днепра по Северо-Крымскому каналу (СКК). Однако в 2014 году, по понятным причинам, этот источник был перекрыт и крымчане начали пользоваться водой из колодцев, артезианских скважин и водохранилищ так называемого естественного стока, которые наполнялись за счет крымских речушек, осадков, а также таяния зимних снегов.
Естественных водохранилищ на полуострове насчитывается 15. Еще восемь заполнялись водой из СКК. Сейчас эти водохранилища пустуют, но и естественные резервуары заполнены всего на 20-30%. Объясняется это бесснежной зимой, засушливым летом и постепенным пересыханием малых рек.
Впрочем, для бытовых нужд даже таких скудных запасов воды крымчанам бы хватило. Однако воды требуют еще и сельское хозяйство, «отжатые» в 2014 году промышленные предприятия полуострова, а также оккупационная группировка ВС РФ, дислоцирующаяся в Крыму. Помимо этого, в Крым на постоянное место жительства прибыли люди из различных регионов РФ. Все эти факторы в своей совокупности увеличили разбор воды настолько, что местные «власти» были вынуждены ввести ограничения. Пока они касаются только Симферополя и его окрестностей, но в ближайшие месяцы очередь может дойти и до Севастополя, где воды, по предварительным расчетам, хватит до декабря.
При этом, вода, которую уже начали подавать по графику, не отличается качеством. Жители Симферополя утверждают, что из кранов течет ржавчина или же, в лучшем случае, жидкость «цвета персика». Поясняется это тем, что для фильтрации и очистки водопровода опять же нужна вода, которой и без того не хватает. Не способствуют экономии и многочисленные аварии на изношенных коммуникациях, а также стремление граждан запастись водой впрок, которую потом приходится просто выливать.
Получается заколдованный круг – выходов из которого несколько:
- Россия может договориться с правительством Украины о возобновлении поставок днепровской воды в оккупированный Крым. Можно не сомневаться, что такие договоренности вызовут протест в нашем обществе. Пока украинские власти заверяют, что не намерены возобновлять поставки воды в Крым.
- РФ может попытаться захватить Северо-Крымский канал силовым путем либо же путем политического и военного шантажа, вынудить Украину пустить воду в Крым.
- РФ может вывести из Крыма войска для того, чтобы снизить нагрузку на систему водоснабжения, либо вообще вернуть полуостров Украине. Но совершенно ясно, что в нынешней реальности такой вариант нельзя рассматривать всерьез.
А это значит, что, если ситуация не изменится, остается четвертый вариант. Люди начнут покидать Крым, сокращая его население до такой численности, которая не будет «перегружать» естественные водные ресурсы полуострова, учитывая при этом потребности промышленности оккупационной группировки РФ. Но такой сценарий отбросит Крым в середину прошлого века, когда канал от Днепра еще не был построен. Это будет жаркая, пустынная и маловодная территория. И, конечно же, о «витрине русского мира», в которую оккупанты собирались превратить Крым, при этом придется забыть.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»