Паспортный контроль: как депутаты хотят узаконить двойное гражданство

Читати українською
Богдан Машайжурналист

Верховная рада де-факто может узаконить двойное гражданство. 13 декабря 2019 года на рассмотрение парламента поступил определенный президентом как неотложный законопроект №2590. Идею документа Владимир Зеленский озвучил еще во время инаугурационной речи. Тогда глава государства обратился к украинцам за рубежом с призывом возвращаться на родину для развития «новой, сильной и успешной Украины». Согласно пояснительной записке цель принятия документа – урегулирование, актуализация и приведение в соответствие с нормами действующего законодательства вопросов, связанных с приобретением и утратой гражданства. По сути, речь идет об упрощении получения украинского паспорта иностранцами украинского происхождения и людям, в которых заинтересовано государство.

«Двойные» граждане

В международной правовой практике существуют три ключевых принципа применения принципа двойного гражданства:

  1. Права «крови» и «земли» (автоматически предоставляется детям на основании рождения от иностранца или на территории государства)

  2. Брак с иностранцем

  3. Натурализация (если процесс не предусматривает обязательный отказ от предыдущего паспорта).

Развитые политически и экономически страны (Германия, Франция, США) хоть и не имеют единых правил выдачи своих паспортов резидентам других государств, впрочем, не запрещают иметь их несколько. Вместе с тем, такие демократии руководствуются едиными принципами, которые определены в международных конвенциях. Одно из главных таких правил – государство не может оказывать дипломатическую защиту своим гражданам от страны, паспортом которой также владеет бипатрид (от лат. Bis – дважды и греч. Πατρίς – родина).

Двойное гражданство: 86 стран мира разрешают, в 51 – запрещеноДвойное гражданство разрешено в 86 странах мира, в 29-ти – допускается, еще в 51-й – запрещено, в том числе в Украине.

Действующее законодательство Украины не признает «два паспорта». В 4-й статьи Конституции указано, что в Украине существует единое гражданство, основания для приобретения или потери которого определяются законом. Закон предусматривает, в частности, автоматическую потерю украинского паспорта в случае добровольного получения удостоверения другой страны (при условии достижения совершеннолетия). Четкий механизм процедуры лишения гражданства не прописан и де-факто не работает. При этом еще и прямо противоречит Конституции, в 25-й статье которой говорится, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства. Правовой неопределенностью пользуется, в частности, украинская политическая и бизнес-элита, представители которой иногда имеют по два, а то и три паспорта.

Что предлагают депутаты

Законопроектом предлагается расширить круг лиц, которые могут претендовать на украинский паспорт. К таким планируют отнести людей, чьи предки проживали на территории Украины (в пределах современных границ) при любых правительствах с конца XIX – начала XX века. Потенциально это может касаться миллионов потомков этнических украинцев, покинувших территорию государства. Сколько из них до сих пор каким-то образом ассоциируют себя с родиной – вопрос открытый. Еще одна новелла – обязанность подавать декларацию о выходе из иностранного гражданства определенному кругу лиц. К таким президент предлагает отнести, например, военнослужащих-контрактников ВСУ и людей, которые «имеют выдающиеся заслуги» перед государством. Сюда же хотят причислить беженцев и искателей убежища, чей статус подтвердит МИД.

Законопроект также обязывает Кабинет министров разработать перечень стран, резиденты которых для получения паспорта с трезубцем вправе принять присягу. Четкие критерии формирования списка для правительства не определены, впрочем, в них не могут быть включены государства, которые признаны агрессором или оккупантом. То есть Россия в этот круг войти не может. При этом отказ от присяги будет означать автоматический отказ от гражданства, что порождает юридическую коллизию, ведь не стоит путать право с обязанностью.

Жизнь на два паспорта: о последствиях идеи двойного гражданстваВведение двойного гражданства в Украине – одновременно поле конкурентных преимуществ и высоких рисков. О вариантах внедрения и последствия такого шага – в материале политолога Александра Радчука.

В документе определен перечень государственных должностей, которые не могут занимать бипатриды. В список включены, в частности, секретарь СНБО и его заместители, члены ЦИК, Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, члены Кабинета министров, прокуроры и так далее. Претенденты на эти должности должны подать декларацию об отсутствии паспортов других государств. При этом упоминание о народных депутатах отсутствует, а механизм проверки достоверности информации в декларациях не определен.

Главный риск

Президент поставил перед народными депутатами непростую задачу: легализовать украинских бипатридов, не нарушая при этом нормы Конституции о едином гражданстве. Согласно заключению Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) Верховной рады сделать это без уточнения предписаний Основного закона невозможно. В законопроекте нет терминов «множественное» или «двойное», хотя в случае его принятия де-факто будут созданы условия для появления в Украине большого количества граждан с двумя и более паспортами. ГНЭУ также предупредило, что принятие законопроекта в нынешнем виде может дать ЕС основания пересмотреть правила безвизового режима с Украиной. Дело в том, что в июне 2017 года свободный въезд в Шенгенскую зону получили украинские граждане, а не бипатриды.

В условиях агрессии России против Украины такой шаг создает очевидные риски, ведь Москва уже использовала «паспортный» повод для разрешения конфликта в Грузии и именно сейчас продолжает раздавать бумажки с двуглавым орлом жителям оккупированных территорий Донбасса и аннексированного Крыма. Кроме того, по неофициальным данным, сотни тысяч жителей западноукраинских областей параллельно с украинским имеют на руках иностранные паспорта соседних государств, что способствует сепаратистским настроениям в регионе.

Конечно, президентский законопроект «О гражданстве» не может предусматривать норм об усилении борьбы с коррупцией или реформирования системы правосудия. Хотя именно такие меры значительно больше мотивирует диаспору вернуться жить и работать на историческую родину, чем просто возможность без лишней бюрократии получить сине-желтый паспорт.

Богдан Машай, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: