Шесть лет уже прошло с начала Революции достоинства в Украине, и с каждым годом писать о ее результатах все сложнее. Проблема в том, что нет однозначного и единого ответа на ключевые вопросы: победили ли идеалы Майдана, есть ли в стране глобальные изменения, получили ли украинцы то, чего хотели. В обществе по этому поводу динамика скорее отрицательная – все больше людей разочарованы в нынешнем положении дел, а итоги пятилетки прошлой власти только усилили это чувство.
Постмайданная власть получила огромный кредит доверия от украинцев и зашла в свои кабинеты с высокими рейтингами и сотнями обещаний. Как украинцы оценили их выполнение, и что они теперь думают о власти, ясно видно по результатам президентских и парламентских выборов-2019.
На очереди проверка «новичков» идеалами Майдана – президента Владимира Зеленского, его соратников и его партии «Слуга народа». Они, как и предшественники, выиграли выборы с очень высоким результатом. Голосуя за «новые лица» и принцип «зробимо їх разом», украинцы снова рассчитывали одним махом отправить на пенсию старых политиков и, наконец, получить обещанное еще во время революции. И новая команда, вроде бы, намерена воплотить это в жизнь.
Центральным требованием Евроймайдана, а затем и обещанием Петра Порошенко и Ко, была, конечно же, евроинтеграция. Украина уже давно подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом и получила безвизовый режим. Но евроинтеграция – процесс очень длительный, и поэтому логично, что о ней говорит и новая власть. Выполнять все требования для членства в ЕС и решить вопрос членства в НАТО на референдуме обещал нам президент Зеленский. Целый ряд обещаний по европейской и евроатлантической интеграции есть в программе нового Кабинета министров. Буквально накануне годовщины революции правительство приняло ряд символических решений, и теперь за процессом выполнения СА с ЕС можно следить онлайн. А обещания про хорошие дороги/зарплаты/пенсии/медицину, вернее их выполнение, – это ведь тоже путь к евроинтеграции.
Евроинтегрируется Украина лучше, чем борется с коррупцией, – вот где за шесть лет нет позитивных сдвигов. Какими бы коррумпированными не были президент Виктор Янукович и его окружение, чьих отставок требовали на Майдане, лучше с их уходом не стало. Чего только стоит коррупционный скандал в оборонной сфере в то время, как Украина противостоит вооруженной агрессии. Разница лишь в том, что о коррупции стали говорить более открыто.
Зеленский и его команда пообещали сделать то, что не делалось шесть лет. Одну «галочку» уже можно поставить: Верховная рада приняла закон об обличителях коррупции, согласно которому, тот, кто сообщил о преступлении, может получить вознаграждение, а если нужно и защиту. Премьер-министр Алексей Гончарук обещает бороться с коррупцией в оборонной сфере, в Министерстве здравоохранения, в сфере юстиции и вообще преодолеть это явление. Народные депутаты IX созыва тоже самоуверенно обещают полностью победить коррупцию. Возможно ли вообще это?
Странная ситуация сейчас с еще одним тезисом времен Евромайдана – обновлением власти. Закон о люстрации мы помним, приняли, но сам процесс, по сути, прекратился. Поэтому успехов у предыдущей власти в этом направлении нет. Президент Владимир Зеленский в начале каденции обещал назначать «новых людей», но его первые же кадровые решения – в частности, Андрей Богдан и Руслан Рябошапка – давно не новички в политике.
При этом Зеленский летом предлагал расширить люстрацию – распространить ее действие на тех, кто занимал должности с февраля 2014 года по 19 мая 2019 года (то есть, вся постмайданная власть попадает в эти рамки). Президент вносил такой законопроект в Верховную раду VIII созыва, а в нынешнем созыве этой инициативы уже нет. Зато есть законопроект от Максима Бужанского («Слуга народа»), который предлагает вообще отменить закон о люстрации. И, в принципе, с учетом того, сколько сейчас у власти старых кадров, говорить об обновлении не приходится.
Революция и свержение Виктора Януковича дали украинцам осознание того, что и в их руках есть инструменты реальной власти. Политики, желая подыграть общественным настроениям, наобещали, что люди смогут отзывать депутатов, иметь право вето и законодательной инициативы. Перед выборами-2014 эти обещания в свои программы записали десятки кандидатов в нардепы, результата – ноль. Тезис о народовластии теперь активно использует Владимир Зеленский. Он уже анонсировал, что в ближайшее время будет подан законопроект о всеукраинском референдуме, в парламенте лежит законопроект о законодательной инициативе народа. В принципе, с учетом монобольшинства, нет сомнений, что законы будут приняты. Но как они будут работать – вопросы есть.
Вот так и складывается впечатление, что годы проходят, а власти эксплуатируют все ту же риторику, которая звучала еще на Майдане – «коррупцию поборем», «власть – народу», «справедливые суды», «ближе к Европе» и так далее. Из этого можно сделать неутешительный вывод о том, что за шесть лет ни одна обещанная реформа не была завершена. Будем надеяться, что хотя бы к десятилетней годовщине революции о реформах можно будет говорить как о свершившемся факте.
Александра Худякова, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»