Пять лет после начала революции: сбылись ли обещания политиков

Читати українською

Ровно пять лет назад в Украине начался Евромайдан. Тогда со сцены от политиков звучало много обещаний. Что успели выполнить, разбиралось Слово и Дело.

В 2013 году Украина, казалось бы, полным ходом шла в Европу – правительство готовилось к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Но за несколько дней до саммита Восточного партнерства Кабинет министров объявил о том, что подписание евроинтеграционного документа откладывается, вместо этого страну фактически развернули в сторону Таможенного союза с Россией. В результате ровно пять лет назад, 21 ноября, в Киеве после призывов взять «чай и хорошее настроение» собрался митинг, который позже перерос в Революцию Достоинства.

В ходе революции погибли более ста человек, тысячи были ранены, в Украине сменилась власть, тогдашний президент Виктор Янукович сбежал из страны. До сих пор идут судебные процессы, связанные с убийствами на Майдане, а виновные в преступлениях не найдены. При этом Украина все-таки заключила Соглашение об ассоциации с ЕС и вынуждена противостоять России в борьбе за свои территории.

На Евромайдане, когда туда подтянулись политики, прозвучало много заявлений и обещаний, в том числе голословных и популистских. Главным образом украинцам обещали евроинтеграцию и «хорошую жизнь» (высокие зарплаты, пенсии, реформы). Если с евроинтеграцией все понятно, то о качественных изменениях жизни населения можно спорить долго. «Слово и Дело» сегодня разбиралось, что пять лет назад обещали политики и что из этого выполнили.

Обещали полное обновление власти

Одним из главных требований активистов в начале протестов был импичмент президента Виктора Януковича и отставка правительства Николая Азарова. Это одно из немногих условий, которое было выполнено: Азаров и Кабинет министров ушли в отставку 28 января, сам Янукович отстранен от должности 22 февраля 2014 года.

После начала протестов устранение режима Януковича, отставка Азарова, досрочные президентские и парламентские выборы и, как следствие, избрание легитимной власти декларировались основными заданиями оппозиции. Их, в частности, 30 ноября озвучил Виталий Кличко, который тогда был народным депутатом. Досрочные выборы президента состоялись в мае 2014 года, победу на них одержал Петр Порошенко. А осенью был избран новый парламент.

Арсений Яценюк (тогда глава фракции «Батькивщины») в декабре 2013 года обязался выполнить петицию, которую подписали представители культурной элиты Украины. Среди ее пунктов – принятие закона о люстрации в судах, правоохранительных и силовых структурах. Это обещание было выполнено, 14 августа 2014 года парламент одобрил соответствующий закон. Но говорить о том, что очищение власти состоялось, нельзя.

В январе 2014-го Яценюк пообещал ликвидировать спецподразделения украинской полиции, речь шла о «Беркуте», «Грифоне», «Соколе» и других. Приказ о ликвидации «Беркута» и. о. министра внутренних дел Арсен Аваков подписал 25 февраля, а через год Верховная Рада приняла изменения в закон, согласно которым предусматривается ликвидация специальных спецподразделений и создание на их основе универсального спецназа.

Аваков также обещал, что в новый руководящий состав Министерства внутренних дел войдут представители «Правого сектора» и «Самообороны Майдана». Но свое слово министр не сдержал, на руководящие должности МВД представители этих объединений не назначались.

В конце февраля, когда Янукович сбежал, в Раде начали обсуждать, как страна будет жить дальше. Вот что, к примеру, на пленарном заседании говорил Олег Тягнибок: «Очень важная и правильная прозвучала мысль о том, что наши решения сейчас в парламенте должны быть консенсусными. Мы должны совместно – как представители оппозиции, так и представители вчерашней власти – голосовать одинаково. Цель: мы не имеем права допустить раскола государства, мы с вами здесь все государственники, мы все должны осознавать, что есть те, которые заинтересованы в расчленении Украины. Наша задача, чтобы Украина осталась территориально целостной». Тягнибок также говорил о важности утвердить новый состав Центральной избирательной комиссии и начать процесс судебной реформы.

Выполнение этих пунктов немного затянулось: состав ЦИК парламент обновил только этой осенью после долгих консультаций и обсуждений, а судебную реформу запустили в прошлом году.

Политические силы после окончания революции декларировали, что все будут делать «по-новому», в частности принимать все законы, строго придерживаясь регламента. «Наша фракция не позволит того, чтобы парламент из-за революционной целесообразности превращался в орган, который принимает непродуманные антирегламентные решения. Мы будем голосовать только за то, что прошло соответствующую процедуру, все комитеты прошло и прочее. И мы считаем, что это то, за что сегодня и стоял Майдан и чего от нас требует общество», – заявляла Ирина Геращенко, которая тогда была членом фракции УДАР.

Спустя некоторое время после революции эти заявления немного забылись. Например, буквально летом 2014 года Рада лишила неприкосновенности депутата Олега Царева с нарушением процедуры (постановление было подано и принято в один и тот же день). Сейчас же в парламенте не редко «кнопкодавят» или прогуливают заседания.

Обещали изменения в Конституцию

В начале президентства Виктора Януковича была отменена конституционная реформа 2004 года и возвращена Конституция в редакции 1996 года. По ней, в частности, срок полномочий Рады составлял четыре года, а президента – пять (по редакции 2004 года оба органа работают пять лет), формальную коалицию создавать не нужно, у президента больше возможностей контролировать силовиков.

В начале ноября Рада Майдана выдвинула одним из условий немедленное возвращение Украины к Конституции 2004 года, оппозиция это требование поддержала. Арсен Аваков в феврале подтвердил, что выборы президента и парламента состоятся только после возвращения Основного закона в варианте 2004 года. Ту Конституцию Верховная Рада вернула 21 февраля.

Во время одного из выступлений на Майдане Яценюк говорил вообще о новой Конституции, «которая должна быть Конституцией 45 миллионов граждан, где парламент должен представлять волю украинского народа, где президент не должен быть царем, а украинский народ должен получить право отправлять такого президента в отставку». Перед выборами 2014 года многие народные депутаты включили в свои программы обещания ввести народное вето и народную законодательную инициативу. Это предполагало внесение изменений в Конституцию, но никто этих обещаний пока не выполнил.

Обещали евроинтеграцию и европейский уровень жизни

Срыв подписания Соглашения об ассоциации с ЕС – одна из первых причин Евромайдана и одно из главных требований к власти. Через месяц после начала протестов Петр Порошенко заявил, что Украина подпишет соглашение: «Завтра я поеду в Брюссель, и у меня будет встреча с президентом Евросоюза. Украина будет в Европе, Украина подпишет Соглашение об ассоциации».

Политическая часть СА была подписана в Брюсселе 21 марта 2014 года, а экономическая – 27 июня, когда президентом уже был Порошенко. Вступило в силу соглашение 1 сентября прошлого года, так что Порошенко свое обещание выполнил.

Естественно, что за обещаниями о европейской интеграции Украины следовали заверения, что и уровень жизни населения будет как в Европе. «Воплотить европейские стандарты, по настоящему стать европейцами, а это значит: гарантированная работа и нормальная зарплата, нормальная пенсия, нормальная стипендия, равные условия, конкурентная экономика, дать возможность малому и среднему бизнесу работать», – рассказывал Виталий Кличко.

С европейским уровнем жизни, конечно, можно поспорить. Цены в Украине с 2014 года выросли буквально на все, начиная от базовых продуктов питания и заканчивая жилищно-коммунальными услугами. Буквально с 1 ноября этого года поднялась на 23% цена на газ для населения, курс доллара вырос почти до 28 гривен. С другой стороны, растет минимальная зарплата, в следующем году ее размер может составить 4 тысячи 173 гривны, проведена пенсионная реформа, идет реформа охраны здоровья, которой, правда, не все довольны.

«Наша цель, всех украинцев – изменить правила игры, перезагрузить власть, не только поменять лицо, а чтобы власть работала по понятным правилам. Чтобы милиция защищала людей, инвесторы были уверены в Украине. Украинцы, работающие на земле, знали, что получат прибыль, чтобы молодые люди знали, что получат образование, а затем гарантированное рабочее место. Это означает европейские стандарты жизни, это наша цель. Это мы должны реализовать. Это наша задача», – обещал Кличко. Пока большинство этих слов для украинцев так и остается нереализованными обещаниями.

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: