Прогноз-2019: удастся ли избежать дефолта и что будет с экономикой

Читати українською
Василий Юрчишин

На протяжении последних трех лет Украина демонстрирует хоть и относительно слабую, но все же положительную экономическую динамику – среднегодовой рост реального ВВП с учетом предыдущих результатов 2018 года составляет около 2,6%. Однако риски и вызовы – как внутренние, так и внешние – продолжают накапливаться. Они указывают на то, что инерционную динамику экономики в 2019 году вряд ли удастся продолжить и поддержать желаемый уровень экономического роста.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

ВВП

Экономист подчеркнул, что сейчас важно говорить не столько о потерях последних лет, сколько об обеспечении страны от появления и действия новых негативных экономических факторов и составляющих, которые могут перечеркнуть все же имеющиеся положительные, хотя часто и противоречивые, достижения.

По его мнению, в 2019 году стране удастся избежать дефолта и не допустить нового экономического обвала.

Экономика и социальная политика: что обещают Зеленский и ПорошенкоСлово и Дело разбиралось, какие обещания по развитию экономики и соцполитики дали в своих программах Зеленский и Порошенко.

«Хотя Украина и не сможет выйти на путь устойчивого роста, но все же может уберечься от новой волны разрушительного кризиса. И даже незначительный рост в 2019 году уже сможет рассматриваться как положительный результат и станет подтверждением относительной прочности национальной экономической среды», – отметил он.

Эксперт добавил, что хотя в 2018 году рост реального ВВП, по предварительным оценкам, составил 2,9%, однако 2019 год окажется более сложным. По предварительным прогнозам, рост не превысит даже уровня 1,5%.

«Именно особые вызовы перед страной в 2019 году, прежде всего, вследствие очередных президентских и парламентских выборов, будут провоцировать, с одной стороны, высокую политизацию экономических решений, в том числе вследствие популизма многих партий, и отрицательно сказываться на экономическом развитии, с другой – усиление неопределенности для бизнеса, который крайне осторожно будет принимать решения о своих дальнейших стратегических шагах», – пояснил он.

Однако Украина имеет значительный внутренний потенциал для существенного улучшения экономической динамики, что найдет отражение в макроэкономических показателях. Хотя возобновление приватизационных процессов, монетарное расширение, активизация участия в европейских интеграционных и инфраструктурных проектах ожидается лишь с 2020 года, это увеличит приток инвестиций, их долю в структуре ВВП, акцентировал Юрчишин.

Инфляция

По его словам, уровень потребительской инфляции в 2019 году будет оставаться весьма значительным – около 12%, то есть даже больше, чем в 2018-м.

Среди факторов инфляционного давления следует выделить следующие – ценовое администрирования в системе ЖКХ, дальнейший рост минимальных социальных стандартов и социальных выплат, прежде всего, популистского характера, учитывая избирательные кампании, краткосрочные валютные дисбалансы, что и в дальнейшем будет содержать негативные девальвационные, а с ними и инфляционные ожидания, уточнил он.

Если в предыдущие годы инфляционная динамика определялась преимущественно ростом стоимости продуктов, то начиная с 2014 года главные инфляционные дестабилизирующие источники находятся в сфере ЖКХ, росте тарифов, которые в значительной степени зависят от курсовой динамики, отметил специалист.

По его мнению, 2019 год не станет исключением, учитывая, что ряд монополистов и регуляторов ЖКУ уже объявил о продлении подорожание тарифов.

Что касается инфляционной динамики в целом, то определенное политическое успокоение возможно после завершения избирательных марафонов и незатягивания формирования правительства и других центральных органов исполнительной власти, добавил он.

«Кроме того, окончание шоковых повышений тарифов должны ограничить инфляционные и девальвационные ожидания, однако это вряд ли произойдет ранее 2021 года, и только после этого рост индекса потребительских цен сможет снизиться до 7-8%», – подчеркнул Юрчишин.

Курс валют

По его словам, номинальное ослабление гривны в 2019 году практически неизбежно, учитывая постоянный и устойчивый внешнеторговый дефицит и внешнедолговые нагрузки. В то же время есть основания утверждать, в том числе ориентируясь на поддержку международных финансовых институтов, что НБУ в 2019 году удастся не допустить курсового обвала и будет придерживаться управляемой девальвации.

Как изменились основные экономические показатели Украины в 2014-2018 годахС 2014 года в Украине замедлилась инфляция, вырос ВВП на душу населения, но поступление иностранных инвестиций вернулось к прежним показателям.

Экономист отметил, что в Украине слабая девальвация. С одной стороны, это воспринимается «спокойно» населением и бизнесом, с другой – определенным образом даже может служить при своевременном применении инструментом снятия риска девальвационного шока. Поэтому в прогнозе на 2019 год уместно исходить из того, что изменения значений курса будут несколько ниже, чем изменения индекса потребительских цен.

«Хотя это означает незначительное укрепление гривны в реальном измерении, однако, кажется, на сегодня гривна является даже недооцененной, что произошло в результате обвальной девальвации национальной валюты в 2014-2016 годах, когда в течение только одной шоковой девальвационной волны реальное значение гривны упало более чем на 40%», – резюмировал Василий Юрчишин.

Также «Слово и Дело» писало, влияет ли на курс приближения выборов. Больше о колебаниях курса – на нашей инфографике.

Ранее «Слово и Дело» выяснило, что по поводу экономики и социальной политики предлагают кандидаты в президенты.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: