Настоящее историческое событие произошло в эти выходные. В Киеве на Объединительном соборе православных церквей был избран предстоятель единой Украинской православной церкви. Событию предшествовали длительные переговоры между самими участниками Собора, с Константинополем, в религиозной и политической среде Украины.
Масштаб такого события невозможно переоценить. Избрание предстоятеля автокефальной православной церкви Украины – это последний шаг перед фактическим получением знаменитого томоса от Константинополя. Это событие ожидается в канун православного Рождества.
Сейчас уже понятно, что появление единой православной церкви в Украине приобретет существенное влияние сразу на четырех направлениях – религиозном, общественном, политическом и геополитическом. Поэтому попробуем проанализировать, что именно изменится во всех этих сферах.
Религиозное объединение или противостояние?
На первый взгляд, мы можем смело констатировать единство всех православных церквей в Украине. В Объединительном соборе участвовали представители всех трех «ответвлений» – УПЦ Киевского патриархата, УПЦ Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.
Интригой было то, будут ли участвовать в Соборе представители УПЦ МП. Приближение предоставления томоса об автокефалии ставило вопрос ребром для многих представителей этой церкви на местах. Либо оставаться верной «дочкой» Русской православной церкви и потерять возможность объединиться с другими представителями православных церквей в единую поместную церковь, либо все же принять участие в Соборе.
УПЦ МП таки была представлена отдельными представителями епископата и клира, однако на центральном уровне решения о полноценном представлении на Соборе не было. Зато УПЦ КП и УАПЦ одобрили участие в Соборе на уровне своих Архиерейских соборов, фактически объявив о самороспуске.
Важные изменения в жизни церкви очевидны. Во-первых, еще осенью Священный Синод отменил действие Синодального письма 1686 года, которое давало право Патриарху Московскому рукополагать Киевского митрополита. Отныне, и это закреплено отдельным решением, единая поместная церковь в Украине будет подчиняться исключительно Константинополю.
Во-вторых, после Собора и избрания предстоятеля единой православной церкви, глава УПЦ МП Онуфрий официально потерял титул митрополита Киевского. Это означает, что отныне РПЦ не сможет спекулировать на теме «раскола» православия в Украине, ведь решение было дважды принято на самом высоком уровне – сначала в Константинополе, а затем и на Объединительном соборе.
Дальнейшая судьба религиозных общин УПЦ МП теперь находится в их руках. Отныне они могут оставаться либо прихожанами Русской православной церкви, либо переходить в православную церковь Украины. При этом РПЦ на территории Украины может спокойно сосуществовать на равных правах с другими церквями.
Стоит отметить, что то же самое будет происходить и с церковным имуществом – сами религиозные общины и прихожане должны решить, какой церкви оно принадлежит. Что же касается крупных объектов, таких как Киево-Печерская Лавра, то вопрос несколько сложнее, ведь формально как сооружение Лавра сдается в аренду церкви. Поэтому пока УПЦ МП до сих пор имеет право на пребывание там до конца срока аренды.
В общем, высшее духовное руководство УПЦ МП хотя и участвовало в Соборе, но их было крайне мало. Однако именно то, что они приняли участие в создании православной церкви Украины, дает им существенные преимущества на получение высоких должностей в Синоде новой единой православной церкви.
Что изменится в жизни общества?
По данным американского исследовательского центра Pew, Украина занимает 11-е место среди наиболее религиозных стран Европы. Для 31% украинцев религия очень важна. 22% среди опрошенных (13-е место в Европе) утверждают, что религия является очень важной в их жизни. Правда, эти данные следует учитывать для всех конфессий, которые представлены в нашем государстве.
Всего, по данным обнародованного в апреле 2018 года исследования Центра Разумкова, в Украине верующими себя считают около 72% украинцев. Интересно то, что начиная с 2000 года количество верующих в Украине постоянно увеличивалось. Тогда как за этот же период число неверующих снизилось с 12% до 5%.
При этом убежденных атеистов примерно 3%, а число равнодушных к вопросам веры колеблется от 3% до 8%. И по данным этого же исследования, среди всего числа верующих 58% опрошенных считают, что религия является важной в жизни. Что очень показательно – 75% среди опрошенных граждан очень толерантно относятся к представителям других религиозных сообществ, представленный в нашем государстве.
Наконец, опрос Центра Разумкова подтверждает абсолютное преимущество христианства на территории Украины – 78% опрошенных выражали положительное отношение к православию, а 42% – греко-католицизму. К другим религиям и религиозным течениям в целом украинцы выражают безразличное отношение.
Что это значит в практическом измерении? Во-первых, взбудоражить украинцев вопросами религиозной вражды трудно. При таком высоком уровне толерантного отношения к разным религиозным конфессиям и церквей реально «столкнуть» наших граждан на такой почве будет крайне трудно. Искусственное обострение ситуации возможно, но это уже другая история.
Во-вторых, при таком достаточно высоком уровне религиозности украинцев государство и политические деятели, безусловно, не проигнорируют возможность получить хотя бы косвенное влияние на церковь и ее прихожан. И хотя это прямо противоречит Конституции Украины, однако уже сейчас все понимают, что без политического компонента объединения православных церквей не произошло бы. Уже не раз высказывались мнения по поводу введения в школах отдельного предмета о христианских ценностях и морали – идея несколько раз возникала на территории западных областей. Кроме того, недавно министр культуры Евгений Нищук пообещал, что в Украине будет создана служба по вопросам этнополитики и свободы совести. Новый госорган будет заниматься вопросами национальных меньшинств и религии. «Мы создаем в следующем году в связи с предоставлением томоса еще один центральный орган, который будет называться Государственная служба по вопросам этнополитики и свободы совести», – пообещал министр, отметив важность создания и деятельности этого нового госоргана.
Таким образом, государство все же будет вмешиваться в религиозную жизнь украинцев. Правда, понять степень и пределы этого вмешательства пока что трудно.
Политическое измерение – в кругу выборов
Предоставление томоса и создание единой поместной церкви – одна из главных предвыборных тем действующего президента Петра Порошенко. Впрочем, как показывают последние социологические опросы, даже такое историческое по значимости событие, как создание единой православной церкви Украины, существенно не добавило электоральных баллов Петру Порошенко.
Скорее всего, присутствие президента на Объединительном соборе и его роль в создании единой поместной церкви украинцы таки отметят, и уже в следующих опросах количество сторонников действующего президента увеличится. Впрочем, не стоит переоценивать данный факт как электоральную возможность мощно наверстать рейтинги. В целом, учитывая обстоятельства, прирост может составить максимум 2%.
Некоторые другие политические силы будут пытаться сыграть на негативных настроениях украинцев, вспоминая процесс создания православной церкви Украины как нечто негативное. На прошлой неделе уже проходили акции протестов верующих во главе с УПЦ МП и под «патронатом» партийцев и нардепов из «Оппозиционного блока». Впрочем, особого резонанса в обществе акция не имела.
Остальные политические партии, их лидеры и возможные кандидаты в президенты на предстоящих выборах оценивают положительно или относятся нейтрально к вопросу создания единой поместной церкви в Украине. Это означает, что в политической борьбе эту тему, кроме президента и оппонентов создания православной церкви Украины, вряд ли кто-то осмелится использовать.
Геополитическое измерение – Россия теряет влияние
Безусловно, больше всего на днях «пригорало» в Кремле и в РПЦ. Каких только оценок ситуации, что именно происходит в Украине относительно объединительного Собора, не давали в РПЦ и на высшем государственном уровне в Кремле.
Глава РПЦ патриарх Кирилл написал письма всем, кому только смог. Среди адресатов – религиозные и государственные деятели, руководители международных организаций, генеральный секретарь ООН и глава ОБСЕ, Папа Римский, генеральный секретарь Всемирного совета церквей, глава Англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Ангелы Меркель и другие. Главный месседж – в Украине начались масштабные гонения на духовенство и прихожан УПЦ МП, а государство грубо вмешивается в церковные и религиозные дела.
Более того, глава РПЦ видит попытку «использования церкви в достижении политических целей и предвыборной борьбе», очевидно намекая на присутствие Петра Порошенко во время Объединительного собора православных церквей в Украине.
На самом деле, подобная позиция России и ее духовенства – масштабный вызов национальной безопасности Украины. В канун Собора российские СМИ и пропагандисты распространяли информацию от российского МИДа о возможных провокациях на Донбассе для наступления на мариупольском направлении с выходом к границе с Россией. Это достаточно тревожный сигнал, ведь по информации украинских спецслужб и оценкам ВСУ, происходит все как раз наоборот – Россия концентрирует у границ с Украиной огромное количество войск и личного состава.
Еще более тревожной подобная информация выглядит накануне итоговой в 2018 году пресс-конференции президента РФ Владимира Путина, которая должна состояться 18 декабря. Безусловно, глава Кремля вспомнит и о «религиозной» теме, ведь речь идет о существенных потерях позиций России на главном – идеологическом – фронте борьбы с независимостью Украины. Ведь вместе с созданием православной церкви Украины зашатался один из самых мощных столбов российского влияния на умы наших соотечественников непосредственно на территории Украины.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»