Похоже, несколько внепарламентских партий ищут новые возможности для объединения усилий с целью совместной координации действий накануне парламентских выборов. Инициатором подобной активности якобы стал лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко.
О возможности объединить совместные усилия украинские оппозиционные политики всегда начинают говорить тогда, когда становится понятным неизбежность выборов и существенное наступление власти на отдельных влиятельных или известных лидеров меньшинства. На этот раз таким поводом стала депортация лидера «Руха новых сил», экс-президента Грузии и бывшего главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили.
Впрочем, понять, кто кому является «оппозицией», сейчас достаточно сложно. Оппозиционный спектр сейчас очень размыт – сразу несколько парламентских партий претендуют на звание «главной» оппозиции, а кроме них – еще больше внепарламентских политических сил.
«Охотиться» есть на что: по данным последних социологических опросов, украинцы разочарованы в действиях провластных политиков и не особо довольны всеми политиками в целом. В том числе и работой оппозиционеров. Именно поэтому общее количество «протестного электората», по разным оценкам, составляет от 45 до 60% среди опрошенных социологами респондентов. Это те граждане, которые проголосовали бы «против всех», не пошли бы на выборы или не определились.
Главный недостаток внепарламентских партий, ради которого можно было бы объединить свои усилия, заключается в недостатке своего избирателя, то есть самостоятельно каждая из таких политических сил не сможет преодолеть 5% избирательный барьер. Но ради этого нужно пойти на ряд компромиссов, определить роли, скоординировать действия. Способны ли на это нынешние внепарламентские силы?
Саакашвили и все-все-все
Самыми рейтинговыми оппозиционными партиями являются «Батькивщина» и «Оппозиционный блок». Каждая из них работает на собственном электоральном поле, они почти не пересекаются.
Остальные политические силы уже не раз пытались найти общие точки соприкосновения. Однако договориться об объединении за последний год удалось лишь двум таким партиям – «Руху новых сил» и «Воле». Вряд ли подобная синергия добавила в электоральном весе обоим политсилам, но такой пример – почти единственный с 2012 года.
Саакашвили вел активные переговоры о совместной координации действий с еще как минимум тремя политическими силами – парламентской «Самопомичью», «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко и с «Демальянсом». Кроме того, к сотрудничеству приглашали и «Батькивщину», однако политическая сила Юлии Тимошенко уже набрала достаточного веса, чтобы самой приглашать других к «мезальянсам» с ней.
Шанс на широкое объединение под руководством Михеила Саакашвили внепарламентские партии потеряли в начале 2016 года. В декабре 2015 года в Киеве состоялся масштабный «Антикоррупционный форум», вдохновителем которого был именно Саакашвили. Тогда речь шла о возможности создания прототипа новой партии, которой впоследствии стал «Рух новых сил».
Однако шанс на существенный электоральный скачок был упущен: Саакашвили не мог определиться, становится ли он мощным оппозиционным лидером, или продолжает работать в фарватере президентской вертикали на должности главы Одесской ОГА. Впрочем, Петр Порошенко не только уволил его с этой должности в ноябре 2016-го, но и одновременно убил двух политических зайцев: с помощью своего университетского друга подточил лидерские амбиции Арсения Яценюка и «сбил» рейтинги самого Саакашвили.
Идеологические основы? Нет, не слышали...
До сих пор единственным удачным примером совместной координации усилий остается альянс трех оппозиционных партий – УДАРа, «Батькивщины» и ВО «Свобода» образца 2011-2012 годов. После заключения Юлии Тимошенко и Юрия Луценко авторитарными действиями тогдашнего президента Виктора Януковича и его команды остальным политическим лидерам оппозиции стало понятно, что следующими в этой истории могут стать именно они.
Среди политических событий накануне бурных 2013-2014 годов произошло знаковое объединение среди национально-демократических сил. В июне 2012 года лидеры сразу нескольких партий подписали «Декларацию объединенной оппозиции «Батькивщина», которая стала своеобразным скелетом для дальнейших совместных действий против режима Виктора Януковича.
Конечно, единственной «идеологической основой» таких объединений были только политические требования – отставка президента, прекращение преследования оппозиционных политиков, освобождение оппозиционных лидеров из тюрьмы и другие. Каких-то программных целей для развития страны тогдашние лидеры оппозиции до преодоления режима Януковича не ставили. Очевидно, они не рассчитывали, что дальнейшие события в государстве наберут обороты настоящих революционных потрясений со всеми вытекающими последствиями.
Правда, подобная активность имела один существенный позитив: в 2012 году оппозиционным партиям удалось согласовать кандидатов в мажоритарных округах, а те, кто подписал «Декларацию об объединенной оппозиции», смогли сформировать единый партийный список на базе партии «Батькивщина».
Нынешние оппозиционные лидеры хотя и критикуют действия власти, очень тускло озвучивают собственные альтернативные предложения по развитию государства. Как всегда, нет пошагового и реального плана действий, с которых бы оппозиционные политики начали свою деятельность в случае выигрыша на выборах. Стоит отметить, что в отличие от внепарламентских партий, разработкой подобных планов занимаются «Батькивщина» и «Оппозиционный блок». Последний создал на базе своей партии так называемое «теневое правительство», во время условных заседаний которого экс-регионалы пытаются предложить свое видение дальнейшего развития государства.
Электоральные перспективы
Ключевым вопросом для любых политических объединений должен стать запрос на «своего» избирателя. Чего хотят украинцы? Имеют ли нынешние оппозиционные партии достаточный кадровый потенциал и опыт в реальных управленческих процессах? И, конечно, смогут ли предложить тщательный план изменений в стране в случае своего выигрыша на выборах?
Наиболее вероятным сценарием может быть поиск внепарламентскими партиями и их лидерами более влиятельных политических партнеров для совместного похода на выборы. Все объединительные процессы могут быстро закончиться еще на этапе формирования единого списка для похода на выборы.
Успех совместной координации усилий будет зависеть еще и от того, смогут ли оппозиционные лидеры убедить достаточное количество избирателей проголосовать за них. Без медийного и финансового ресурса сделать это могут только уже существующие мощные партийные бренды. Например, Юлии Тимошенко сделать это будет значительно легче, чем, скажем, Анатолию Гриценко. К тому же многое зависит от «качества» самого избирателя, во что он будет способен поверить. Если все те обстоятельства, в которых оказалась наша страна, не способны убедить рядового украинца в отсутствии «легких решений», то на следующих парламентских выборах в битве снова сойдутся админресурс с популизмом.
Александр Радчук, специально для «Словоа и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»