В новейшей украинской истории есть немало примеров не слишком удачных проектов, которые начинались как нечто важное и масштабное, но в ходе реализации вдруг сталиквались с преградами – то исчезали средства, то попадался нечистый на руку подрядчик, то политическая и экономическая конъюнктура вдруг становилась неблагоприятной для продолжения работ. Так и стоят по всей стране недостроенные мосты, атомные энергоблоки, гидроэлектростанции и больницы...
Один из таких примеров ежедневно мозолит глаза киевлянам, особенно тем, которым приходится путешествовать с Левого берега Днепра на Правый или наоборот. Это Подольско-Воскресенский мост, который вполне мог бы стать украшением города, улучшив наземный трафик, а в перспективе – обеспечив возможность провести метро на Троещину. Однако пока жители столицы вынуждены «любоваться» ржавыми металлическими конструкциями, торчащими из Днепра...
Такие проекты – более или менее масштабные – можно найти в каждом регионе страны.
Что касается киевского Подольско-Воскресенского моста, то на него уже было потрачено около 5 млрд грн, а еще нужно примерно 7 млрд грн. Общая стоимость проекта пока оценивается в 11,2 млрд грн. Строят его уже 24 года.
В 1981 году началось строительство метрополитена в городе Днепр. К 1995 году там построили 6 станций, после чего в работах наступила длительная пауза. Следующие 3 станции начали строить только в 2017 году. За это время на поддержание технического состояния уже построенных тоннелей и конструкций, которые не использовались, потратили не менее 567,6 млн грн (известно только о расходах в 2015-2017 годах).
Второй столичный проект-долгострой – реставрация Мариинского дворца. Она продолжается с 2002 года и с тех пор на нее потратили уже 468,3 млн грн. Нужен еще миллиард...
3,2 млрд грн нужно для того, чтобы завершить новый лечебно-диагностический корпус киевской детской больницы «Охматдет». Строительство продолжается с 2011 года, с тех пор для работ уже освоили 1 млрд грн.
Еще один масштабный долгострой, завершения которого никак не дождутся украинцы, расположен в Запорожье. Там с 2004 года строят автомобильный мост через Днепр. Сначала на него планировали потратить 1,9 млрд грн (такой была проектная стоимость моста в начале строительства), но впоследствии расходы росли, росли... и только на 2017 год на реализацию проекта уже потратили 2,6 млрд грн, а нужно еще целых 8,4 млрд грн. Как пояснил премьер-министр Владимир Гройсман, для продолжения работ в Запорожье необходимо обновить проектно-сметную документацию.
Ну и, наконец, один из самых известных проектов, который с легкой руки экс-премьера Арсения Яценюка получил название «Стена». Предполагается, что на обустройство границы между Украиной и Российской Федерацией будет потрачено 4 млрд грн. Впрочем, где гарантия, что это окончательная сумма? В 2015-2017 годах на «Стену» потратили 682,1 млн грн бюджетных средств.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»