Риски дерегуляции: будет ли иметь эффект мораторий на проверки бизнеса?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Почти каждую неделю в ленте новостей украинцам сообщают о массовых отравлениях детей в детсадах и школах. За последние полгода количество сообщений об угрозах для здоровья стремительно увеличилось: как правило, речь идет о некачественной еде от частных поставщиков.

Так, на днях в Киеве отравились 11 детей, посещавших детсад №131. Восемь из них были госпитализированы с подозрением на сальмонеллез. Предварительной причиной может быть несоблюдение санитарных норм в самом детском саду или некачественная пища.

В конце сентября в Хмельницкой области госпитализировали 9 школьников с предварительным диагнозом «гастроэнтероколит». В июне в Волновахе (Донецкая область) были госпитализированы девять детей, которые ходили в один детсад, с подозрением на отравление. Диагноз – сальмонеллез. В марте шестеро детей (пятеро из ясельной группы и один воспитанник со средней) попали в больницу из-за ротавирусной инфекции в Запорожской области. В феврале этого года из-за вспышки острой кишечной инфекции в больницы обратились 42 школьника сразу трех учебных заведений столицы. Результаты проверки выявили нарушения в соблюдении санитарного законодательства одним из предприятий-поставщиков продуктов: были грубо нарушены условия хранения продуктов.

Трагедия, которая произошла в детском лагере отдыха «Виктория» в середине сентября и унесла жизни трех детей, является следствием не только чиновничьей халатности, но и имеет еще одну общую черту с примерами отравлений во многих учебных заведениях по всей Украине. После введения моратория на проверки бизнеса многие из предпринимателей просто перестали ответственно относиться к качеству своей продукции. Особенно, если речь идет о так называемом «освоении государственных средств», когда тендеры часто выигрывают фирмы или подрядчики, которые заранее знают о лояльности со стороны чиновников. Даже введение системы ProZorro не гарантирует качественных услуг от подрядчиков.

Налоговики назвали десять крупнейших предприятий-должников УкраиныВ Офисе крупных налогоплательщиков ГФС озвучили суммы долгов украинских компаний, в 2017 году количество КНП выросло на 69 процентов.

Именно поэтому проверки происходят постфактум – уже после того, как трагедия или инцидент, из-за которого пострадали люди, уже произошли. В ходе проверок выявляют массовые нарушения. Предприниматели также сетуют: учитывая условия ведения бизнеса в Украине, экономить приходится на всем. Неудивительно, что некоторые из них могут просто не заметить предела, когда процесс зарабатывания денег превращается в угрозы здоровью и жизни граждан-потребителей.

Ключевой вопрос: кто больше должен взять на себя ответственность за соблюдение качества в ведении предпринимательской деятельности – бизнес или государство?

Упрощение или ограничения?

В начале ноября 2016 года Верховная Рада приняла в целом законопроект, предусматривающий продление моратория на проведение проверок бизнеса до 31 декабря 2017 года. Мораторий действует еще с 2014 года: фактически, были существенно ограничены внеплановые проверки, а о плановых предпринимателей предупреждают заранее.

По замыслу правительства такой шаг должен облегчить участь бизнеса и существенно снизить коррупционную составляющую. Это и стало одним из первых шагов к процессу дерегуляции предпринимательской деятельности – сокращению государственного регулирования в определенной сфере. Ведь развивать бизнес сложно, когда происходят постоянные налоговые, пожарные, санитарно-эпидемиологические и архитектурно-строительные проверки. И часто они и не происходили как положено, а просто становились поводом для вымогательства взяток от предпринимателей.

И Кабмин, и президент заявляют о приверженности идеи дерегуляции и не собираются препятствовать этому процессу. Так, по мнению главы государства, именно этот процесс является залогом привлечения дополнительных инвестиций из-за рубежа. «Значительно упрощена процедура открытия бизнеса: на 40% сокращено количество документов, которые необходимо подать, и количество времени, которое надо потратить для того, чтобы открыть бизнес в Украине. Сокращено со 143 до 84 количество разрешений. Это нашло свое отражение в рейтинге Doing Business, где Украина значительно улучшила свои показатели», – отметил Петр Порошенко еще в августе прошлого года.

Большая инспекция не удалась: Минэкологии проверило лишь треть предприятий, работающих с опасными отходамиМинистр экологии Семерак в прошлом году обещал к августу 2017-го проверить все предприятия, имеющие дело с опасными отходами. На деле же оказалось, что инспекция состоялась лишь на трети из них.

Однако, несмотря на то, что позиции в международных рейтингах в 2015-м действительно улучшились, Украина два года подряд топчется на месте. Согласно упомянутому выше рейтингу Doing Business, в 2017-м Украина заняла 80-е место среди 190 стран, а в 2016-м занимала 81-е место среди 189 стран.

Премьер-министр Владимир Гройсман высказал еще более оптимистичный сценарий. Мол, продолжив процесс дерегуляции, Украина уже в следующем году сможет улучшить свои позиции сразу на 40 пунктов! «Правительство за последние полгода провело ряд важных мер по дерегуляции, и мы направили в парламент четыре новых законопроекта, которые позволят Украине после их принятия и имплементации попасть в рейтинг топ-40 Doing Business», - подчеркнул он в сентябре этого года. Но действительно ли мораторий на проверки бизнеса имеет такой положительный эффект, на котором отмечают чиновники?

Тяжелые будни предпринимателей

Почти 3 года действия моратория тектонических изменений в ведении бизнеса, по мнению самих предпринимателей, не произошло. До сих пор высокими остаются коррупционные риски, есть проблемы с капитализацией и расширением бизнеса, тратится много времени и денег на получение разрешительных документов и лицензий, остается обременительным налоговое администрирование и бухучет.

Все эти нерешенные проблемы накапливаются и непосредственно влияют на экономику. Показатель уровня ВВП Украины в 2016 и 2017 годах показывает рост в среднем на 1,5-2%. В проекте государственного бюджета на 2018-й правительство заложило более оптимистичную цифру в 3% по итогам года.

Опросы среди представителей малого и среднего бизнеса зафиксировали, что основные проблемы предпринимателей, по сути, никуда не исчезли. И мораторий должен был выполнить функцию подготовительного этапа для проведения настоящей дерегуляции. Так, по результатам ежегодного исследования Института экономических исследований в рамках программы USAID «Лидерство в экономическом управление» (данные за 2016 год), предприниматели до сих пор тратят много времени для прохождения плановых проверок, получения разрешений и лицензий. Среди опрошенных представителей 1800 малых и средних украинских предприятий 23% отметили, что среди препятствий ведения бизнеса до сих пор распространено высокое регуляторное давление. Столько же респондентов сталкиваются с проявлениями коррупции, 26% – жалуются на частые изменения экономического законодательства, 27% – не удовлетворены обременительным администрированием бизнеса, 35% считают, что в Украине до сих пор высокие ставки налогообложения.

Бальцерович: Украине нужно уменьшить влияние олигарховУкраине для ускорения экономического роста необходимо запустить процесс демонополизации, считает известный польский экономист.

Интересно, что несмотря на действие моратория, 49% опрошенных бизнесменов отмечали, что к ним приходили с проверками представители контролирующих органов – пожарная охрана, налоговая инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба.

Тем не менее, кроме недостатков слабой дерегуляции, большая часть малого и среднего бизнеса считают основными препятствиями для ведения бизнеса нестабильную политическую ситуацию и низкий спрос на свои услуги/продукцию.

Спасти дерегуляцию

Очевидно, что продление моратория на плановые проверки не решает всех проблем с государственным надзором. Так, бизнес чувствует себя свободнее, но общая ситуация в экономике на фоне отсутствия эффективного государственного контроля часто приводит к ухудшению качества предоставления услуг, что впоследствии может привести к высоким рискам для здоровья и жизни граждан.

Для изменений в процессе дерегуляции стоит обратить внимание не только на вопрос уменьшения проверок, ставок налогообложения, но и на ряд других реформ. Как показывает практика голосования в парламенте, когда достигнут консенсус в определенных принципиальных вопросах, где есть интересы крупного бизнеса, дерегуляция происходит быстро и без особых дискуссий. Так, например, еще в марте 2015 года был принят законопроект №0943 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», которым было значительно сокращено количество унифицированных процедур получения и лишения лицензий.

В предыдущем созыве Верховной Рады народные депутаты достигли согласия по поводу отмены лицензирования 23 видов хозяйственной деятельности из 66. В частности, освобождались от лицензирования процессы, связанные с поиском и разведкой полезных ископаемых, добычей полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а также производство и прокат металлов и драгоценных камней, проведение геодезических и картографических работ. То есть это те сферы предпринимательской деятельности, которыми занимается именно крупный бизнес.

А вот дерегулировать условия ведения бизнеса для малого и среднего класса предпринимателей народным депутатам почему-то так быстро не удается. Интересно, что предложения кардинально изменить правила игры для бизнеса неоднократно звучали в стенах уже нового парламента с начала 2015 года. Более того, даже были зарегистрированы соответствующие законопроекты. Например, в проекте закона №1069 «Об изменении системы регулирования экономики» отмечалась необходимость снять все технические регуляторные ограничения для ведения бизнеса. Однако документ был отклонен профильным комитетом и снят с рассмотрения.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: