В среду, 4 октября, президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Текст законопроекта согласовывался с зарубежными партнерами Украины. Результатом этих согласований, очевидно, стало появление в тексте законопроекта статьи 7, которая вводит в законодательное поле Украины Минские соглашения как раз в той интерпретации, которая устраивает российскую сторону.
Собственно говоря, в среду, 4 октября, в парламент были внесены два законопроекта о реинтеграции Донбасса с одинаковым названием. Инициатором первого стал президент Петр Порошенко, а второго – группа депутатов фракции «Самопомич». И хотя оба документа посвящены одной и той же теме, совершенно ясно, что в центре внимания окажется именно президентский законопроект.
Как ранее сообщали в Администрации президента, текст документа родился после консультаций со странами-участниками Нормандского формата (Германия, Россия, Украина и Франция), а также с представителями США. Главной особенностью этого документа является четкое определение оккупированных территорий. Согласно законопроекту, таковыми считаются «сухопутная территория и внутренние воды в пределах отдельных территорий городов и сел Донецкой и Луганской областей», где вооруженные силы и оккупационная администрация РФ установили оккупационную власть.
Оккупированными также считаются внутренние морские воды и территориальное море, прилегающее к занятым противником землям, а также воздушное пространство над ними.
Особо указывается, что деятельность Вооруженных сил РФ и оккупационной администрации на указанных территориях являются незаконными и любой нормативный акт, изданный этими структурами, считается ничтожным и не создающим никаких правовых последствий.
Как ранее пояснял член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрий Тымчук, принятие закона об оккупированных территориях позволило бы придать России статус агрессора и заявить о том, что именно РФ несет полную ответственность за все происходящее в ОРДЛО. Также, по мнению Тымчука, это позволило бы выйти из «тупика Минских соглашений» и начать переговоры именно с Россией как с главной виновницей конфликта.
И на этом фоне самого пристального внимания заслуживает статья 7 президентского законопроекта. В ней предлагается «обеспечить приоритетность» выполнения положений Минских соглашений в сфере безопасности (безпекові положення). Речь идет о документах, подписанных в рамках минского процесса – 5 и 19 сентября 2014 года, а также 12 февраля 2015 года.
Именно выполнение пунктов «Минска-2» от 12 февраля 2015 года вызывает больше всего противоречий. Этот документ выписан таким образом, что позволяет России требовать от Украины в первую очередь выполнения всех политических условий урегулирования конфликта на Донбассе. А они предполагают не только прекращение огня и отвод вооружений от линии соприкосновения, но и помилование боевиков, а также проведение местных выборов в ОРДЛО по украинскому законодательству. И лишь на следующий день после этих выборов должен начаться процесс восстановления украинского контроля над государственной границей во всей зоне конфликта.
Последний пункт не устраивает украинскую сторону, которая справедливо полагает, что местные выборы по украинскому законодательству не могут проходить на территории, которая контролируется пророссийскими боевиками. А значит, сначала необходимо взять под контроль границу, восстановив суверенитет над захваченным Донбассом, а уж потом проводить там выборы.
Примечательно, что эту позицию поддерживал и сам Петр Порошенко, неоднократно подчеркивая, что выборы на Донбассе «невозможны под российским дулом», то есть пока в ОРДЛО находятся российские войска, любой политический процесс в регионе проводить нельзя. Положения Минских соглашений в сфере безопасности, упомянутые в ст. 7, как раз и могут касаться вывода российских войск. Однако в законопроекте не уточняется, о каких именно положениях идет речь и не оговаривается последовательность их выполнения. А поэтому создается впечатление, что признавая в собственном законопроекте приоритетность Минских соглашений, глава украинского государства выражает готовность играть по российским правилам.
Неудивительно, что противоречия, заложенные в п. 7, сразу же вызвали дискуссию среди депутатов Верховной Рады. «Этим пунктом мы впервые вводим в украинское правовое поле Минские договоренности, которые не являются источником права, поскольку не подписывались субъектами международного права и не были ратифицированы украинским парламентом», – отметил народный депутат Мустафа Найем. Он также заявил, что между первым и вторым чтением намерен внести поправку об изъятии этого пункта из текста документа.
Забегая наперед, можно предположить, что изъятие этого пункта будет крайне сложной задачей. Судя по всему, именно он и стал результатом всех согласований, которые проводились с международными партнерами Украины во время подготовки документа (Россия, напомним, также является участницей Нормандского формата). Кремль чрезвычайно заинтересован в том, чтобы Минские соглашения в интересующей его интерпретации приобрели статус обязательного к выполнению законодательного акта. А быстрое принятие этого документа (президентский законопроект внесен как неотложный) именно в той форме, в которой он подан, очевидно, является ключом к дальнейшему обсуждению формата миротворческой миссии на территории Украины.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»