«Чья власть, того и церковь»: риски религиозного конфликта в стране и «особый статус» УПЦ МП

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Обсуждая запрет соцсетей, большинство украинцев пока не заметили еще одного знакового события, способного соперничать по значимости с наведением порядка в сфере информационной безопасности. Речь о намерении ВР принять поправки к двум законопроектам относительно деятельности УПЦ МП и других религиозных организаций.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Безопасная религия. Репрессии или острая необходимость?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«Безусловно, Россия сохраняет существенное влияние на украинцев через филиал РПЦ: речь, прежде всего, о распространении пропаганды через широкую сеть церквей УПЦ МП. Хотя, согласно последним данным соцопросов, с 2010 по 2016 годы количество прихожан УПЦ МП сократилось», - подчеркнул Радчук.

Как считает эксперт, война на Востоке Украины изменила отношение к самой УПЦ МП.

Все больше украинцев считают УПЦ МП ячейкой государства-агрессора, ведущей пропагандистскую деятельность в интересах РФ на территории Украины.

«В УПЦ МП настаивают на том, что за последние годы столкнулись с существенными организационными сложностями в своей работе и многочисленными «рейдерскими захватами» своих приходов со стороны другой украинской православной церкви – Киевского патриархата. Последнюю в УПЦ МП не признают, считают «раскольниками» и настаивают, что любая связь с государством-агрессором (а значит, и его влияние) является надуманной и бездоказательной», - напомнил эксперт позицию церковников.

По словам политолога, законопроекты будут не только регулировать деятельность УПЦ МП, но и установят права украинских общин в определении их конфессиональных предпочтений.

«Законопроект «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором» четко определил «красные флажки», за которые церкви переступать нельзя. Прежде всего, речь об открытой и скрытой поддержке сепаратистских движений, подрыве нацбезопасности в любых проявлениях, включая неуважение к государственным институтам, соответствующих проповедях и т. п», - рассказывает Радчук.

«Церковные законы» и другие «грехи» власти: особый статус для УПЦ МП и возможные последствияМитрополит Александр (Драбинко) поделился соображениями по поводу инициативы с внесением в Раду «церковных законов».

Политолог уточнил, что в итоге более 12 тысяч общин УПЦ МП придется перерегистрироваться, что также рискованно.

«Эти нормы можно счесть целесообразными в условиях войны. Но законопроект предусматривает и более жесткие требования. Например, согласовывать с органами исполнительной власти назначение епископов и официальные визиты иностранных гостей. Это признак вмешательства в деятельность церкви», - констатировал политолог.

По словам эксперта, законопроект «О свободе совести и религиозных организациях» касается изменения религиозными общинами подчиненности.

Политолог уточнил, что закон поможет установить процедуру перехода религиозной общины, имеющей статус юридической организации, из одного прихода в другой или позволит менять конфессию.

«В связи с такими инициативами угрозы действительно существуют. Во-первых, речь о значительной мобилизационной и финансовой состоятельности УПЦ МП в случае соответствующей команды из Кремля. Во-вторых, это религиозный фактор: прихожане церкви – не только люди преклонного возраста, но и активные граждане с очень воинственными взглядами и откровенными антиукраинскими позициями. То есть вполне вероятно, что при необходимости они могут составить костяк антигосударственных акций протестов с драматическими последствиями», - объясняет политический эксперт.

Как заметил Радчук, сторонники УПЦ МП даже в случае запрета деятельности своей церкви никуда не денутся.

На его взгляд, соответствующие законы лишь создают возможность контролировать деятельность религиозных организаций, чтобы она не угрожала интересам государства.

«Не исключены противостояния на местном уровне. Общины могут начать локальные войны за принадлежность приходов. Как следствие, возможны физические столкновения и длительные судебные процессы. Ведь не все члены общины поддержат решения большинства», - резюмировал Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Безопасная религия. Репрессии или острая необходимость?»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: