Похоже на то, что в правительстве серьезно задумались над идеей заглянуть в кошелек каждого украинца. Один из пунктов утвержденного недавно приоритетного плана действий Кабмина Гройсмана на 2017 год предусматривает разработку законопроекта о введении всеобщего декларирования доходов граждан и налогового контроля расходов физических лиц косвенными методами уже до конца года.
В частности, планируется разработать и ввести в действие автоматизированную систему мониторинга соответствия расходов физических лиц полученным ими доходам. То есть государство через специальные структуры ДФС возьмет под контроль доходы и расходы всех законопослушных граждан. А это неизбежно приведет к созданию нового репрессивного аппарата, который будет способен повлиять на любого гражданина Украины путем проверки его имущественного положения и соответствия уровню доходов.
Чиновники почему-то надеются, что такая идея понравится украинцам, ведь вроде бы речь идет о общественном тренде борьбы с коррупцией. А значит, электронных деклараций состояний чиновников, нардепов, судей и общественных деятелей уже недостаточно: нужно масштабировать процесс. Правда, мало кто из чиновников может объяснить истинные источники получения своих доходов, стыдливо прикрываясь тезисом о том, что «все было нажито непосильным трудом» во времена, когда они добросовестно занимались предпринимательской деятельностью. Очевидно, прежние успехи не дают покоя – нужно проверить, сколько зарабатывают и на что тратятся рядовые украинцы. Может, ну их, те реформы, – и так все богаты и обеспечены?
Идея не новая
Неужели к идее с введением всеобщего декларирования доходов граждан чиновники никак не могли прийти раньше? Можно же было уже давно раз и навсегда покончить с проявлениями коррупции еще в зародыше. А если говорить серьезно, то ближе всего к введению всеобщего декларирования доходов граждан подошли в правительстве Николая Азарова. В 2013 году тогдашний глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко планировал разработать соответствующий законопроект, чтобы после принятия его Верховной Радой уже в 2014-ом получить действенный инструмент финансового мониторинга доходов граждан.
Как ни странно, следующим, кто откровенно заговорил о всеобщем декларировании доходов граждан, стал премьер-министр Арсений Яценюк. «Все должны сказать, что кто имеет. После того как будет введена нулевая декларация, правительство будет считать необходимым ввести всеобщее декларирование доходов. Мы же движемся в ЕС, то давайте соответствовать! Все заполняем декларации», - заявил в декабре 2014 года тогдашний глава правительства.
Любопытно, что параллельно со всеобщим декларированием доходов граждан и оба правительства Яценюка, и правительство Владимира Гройсмана обязывались провести фундаментальную налоговую реформу и ввести тектонические изменения в трудовом законодательстве. Впрочем, на данном этапе чиновникам кажется более интересной идея о введении всеобщего декларирования доходов граждан – иначе как еще можно объяснить отсутствие прогресса в налоговой реформе?
Хищные намерения государства?
Прежде всего, речь о создании концепции всеобщего декларирования доходов граждан. На основании этого документа могут быть разработаны критерии, по которым граждане будут подавать свои декларации. Теоретически декларировать доходы будут не все, однако реально, по подсчетам экспертов, задекларировать доходы обяжут около 30 миллионов граждан.
Для чего государству всеобщее декларирование? Дело не только в борьбе с коррупцией: пока правительство не контролирует от 40 до 50% объемов украинской экономики, которая работает в «тени». Так, в прошлом году Министерство экономического развития и торговли отчиталось о том, что уровень «тенизации» экономики в стране в 2015 году снизился до 40% ВВП с 43% годом ранее. Именно 2014-2015 годы, по подсчетам чиновников, были пиковыми по росту «теневой» экономики. В 2011, 2012 и в 2013 годах этот показатель колебался в рамках 32-35%.
Эксперты более пессимистичны в подсчетах. Они указывают на то, что уровень «тенизации» украинской экономики значительно выше официальных данных МЭРТа. По их подсчетам, от 50 до 70% экономических отношений в Украине происходят без какого-либо участия государства. Этот уровень является рекордным среди показателей всех стран ЕС. В 2014-2015 годах наиболее «теневой» в ЕС считалась Болгария, где нелегально работало около 30% экономики. В среднем по Европе этот показатель достигает отметки в 18,3%.
Большинство экономистов считают, что уровень «тенизации» в 50% является критическим, и в таких условиях государство просто перестает справляться со своими функциями. Именно поэтому в правительстве пытаются найти способ снизить этот показатель, даже таким путем, как всеобщее декларирование доходов.
Между тем, сами чиновники, депутаты, судьи за две волны электронного декларирования успели «засветить» 30 миллиардов гривен доходов, половину из которых они держат в наличных деньгах. И это без учета их недвижимости, автомобилей и ценностей. Правда, чиновники забывают, что введение системы е-декларирования было требованием всех основных международных партнеров Украины, среди которых МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕС и США. Тогда как о всеобщем декларировании доходов речь пока не шла.
Альтернативные пути
Очевидно, идея с массовым декларированием не понравится большинству украинцев. Прежде всего потому, что это верный путь к тотальному контролю за жизнью экономически активных граждан и возможность для выборочного преследования по различным мотивам.
Действительно, платить налоги и подавать декларации – это и общемировая, и европейская практика. Но не стоит забывать, что мотивирует человека в развитых странах подавать отчет о своем имущественном положении. Это не страх перед карательной функцией государства, а стремление в будущем заработать больше (например, взять кредит на развитие бизнеса) или наоборот – получить налоговые преференции, чтобы вернуть часть уплаченных сборов.
Конечно, на пути ко всеобщему декларированию активизируется и тема так называемой «нулевой декларации». Ведь большинству граждан будет сложно объяснить источники своих доходов, особенно когда речь идет о зарплатах «в конвертах» и тому подобных видах вознаграждения. Всеобщее декларирование и ответственность за незаполненные декларации может привести к непрогнозируемым последствиям на рынке труда: указанные в декларации доходы с зарплаты «в конверте» автоматически повлекут проблемы для работодателя и увольнение наемного работника.
Возможно, государство планирует заработать и на услугах налоговых консультантов – чиновников, которые помогут украинцам заполнять декларации в соответствии с законодательными требованиями.
Есть и альтернативный путь: введение всеобщего декларирования поэтапно, одновременно с налоговой реформой и принятием нового Трудового кодекса. Однозначно, создать условия для развития бизнеса и стимулировать активных граждан выходить «из тени» - непростая задача для правительства в нынешних обстоятельствах. Но есть и существенный плюс: при удачной коммуникации доверие граждан к государству начнет постепенно восстанавливаться. Тогда как очередной шаг по принудительному всеобщему декларированию доходов еще больше разозлит и так не слишком довольных положением дел в стране украинцев.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»