Политические альянсы в украинских реалиях объединяются не ради достижения общей цели, а для противостояния общему врагу. В итоге сейчас провластные партии ищут внутренние резервы для цементирования «пластилиновой» коалиции, а тем временем внепарламентские игроки хотят сыграть на антиправительственных настроениях украинцев.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Традиции объединения. О чем свидетельствует появление новых оппозиционных альянсов?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«Традиции объединения усилий оппозиции накануне выборов положили начало в 1999 году. Знаменитая «Каневская четверка» – тогдашний глава Верховной Рады Александр Ткаченко, экс-спикер парламента Александр Мороз, бывший премьер-министр Евгений Марчук и мэр Черкасс Владимир Олейник – объявили о создании первой в истории независимой Украины политической коалиции. Боролись тогда против Кучмы. Уже тогда первое обьединение стало примером того, как быстро они могут разваливаться», – напомнил эксперт.
Второй раз, добавил политолог, оппозиционным силам удалось худо-бедно объединиться уже во время Оранжевой революции.
Тем не менее даже победа оппозиционного Ющенко в президентской кампании уже после парламентских выборов в 2006 году увенчалась политическим кризисом, обусловленным «коалициадой».
Раздор и распри в конце концов привели к реваншу «Партии регионов» и ее лидера. Вот как раз во время режима Януковича, подчеркнул он, для оппозиции наступили тяжелые времена. Только после того, как за решеткой оказались Луценко и Тимошенко, стало понятно, что придется приложить усилия для объединения и противодействия Януковичу и Ко.
Однако, отметил политолог, история с распрями в коалиции после событий Революции Достоинства повторилась, как только политики почувствовали вкус власти.
«Прогноз о том, что широкая коалиция из 5 фракций и с более чем 300 голосами в парламенте будет не слишком долговременным союзом, оправдался. Сейчас в коалиции де-факто находятся только 2 фракции – БПП и НФ. «Батькивщина», «Радикальная партия Олега Ляшко», «Самопомощь» уже ориентированы на перевыборы», – рассуждает Радчук.
«Лидерские проекты в большинстве своем играют на популизме и оппозиционной риторике, внепарламентские оппозиционные силы – ищут потенциальных союзников и политических «тяжеловесов» для очередного объединения», – добавил политический эксперт, приводя в пример объединение Садового, Саакашвили и сопредседателя партии «Демальянс» Гацько.
«Оппозиционные политики идут проторенными дорожками своих предшественников – отсутствие единого лидера, политической программы и договоренностей «на берегу». Это путь к новому кризису», – констатировал он.
На его взгляд, оппозиционная деятельность в Украине больше похожа на поиск нового инвестора.
«Вот только олигархов, способных профинансировать новую объединенную оппозицию в Украине, с каждым годом становится все меньше, а разочарование в новой партийной действительности у рядовых украинцев лишь растет», – резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Традиции объединения. О чем свидетельствует появление новых оппозиционных альянсов?».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»