Дискуссия между христианскими церквями в Украине, которые в религиозных обрядах придерживаются так называемого «старого летоисчисления», о переносе празднования Рождества на 25 декабря длится уже не один год. Дело в том, что большинство христианских церквей мира, среди которых и православные приходы, уже давно празднуют Рождество именно в конце года– 25 декабря. Тогда как лишь несколько православных Церквей, деятельность которых распространяется и в Украине, до сих пор сохраняют традицию празднования Рождества Христова 7 января.
На самом деле, в последние годы такое расхождение во взглядах приобретает черты все более идеологические, кроме сугубо здравого смысла. Что касается последнего, то и рядовые граждане, и церковные деятели в светской жизни пользуются григорианским календарем, а значит, следуя логике, придерживаться несовершенных астрономических норм юлианского календаря просто нет смысла.
Кроме того, все чаще верующие украинских православных церквей желают полного перехода на григорианский календарь в связи с необходимостью ослабить идеологическую привязку к Русской православной церкви. Именно она уже много лет придерживается принципиальности в праздновании Рождества и Нового года по «старому обычаю» - 7 и 14 января соответственно. И именно она является одной из идеологических опор Кремля в Украине.
Конечно, хотя большинство украинцев и любят разнообразные празднования, однако и в данном вопросе настало время сделать выбор. Кроме того, есть еще один важный аспект: 25 декабря, когда большинство христиан католического и православных обрядов, а также протестантских церквей празднуют день рождения Христа, сама эта дата до сих пор не является официальным выходным днем. Главный вопрос: кто должен выступить арбитром в подобном вопросе? Государство, которое может назначить дополнительный выходной день решениями парламента и правительства, или большинство верующих, которые обусловят соответствующее решение иерархов церквей?
Разница в календарях
В конце концов, следует дополнительно остановиться на матчасти. Юлианский календарь является древнейшей системой летоисчисления западной цивилизации. Его ввел Юлий Цезарь еще до нашей эры, а с IV века им пользовались почти все христиане на территориях тогдашней Римской империи.
Необходимость внести коррективы в летоисчисление обусловила астрономическое и математическое несовершенство юлианского календаря: следуя ему каждый год получал «лишние» 11 минут к настоящему солнечному астрономическому году. Поэтому впоследствии суммарно 11 минут за каждые 128 лет образовывали один «дополнительный» день. В конце концов, за полтора тысячелетия календарь «набрал вес» и отставал уже на целых десять реальных астрономических дней.
Якобы это и является настоящей причиной, которая позволила Папе Римскому Григорию XIII 4 октября 1582 года ввести новый календарь. С тех пор григорианский календарь признан миром как международный стандарт летоисчисления.
Не все страны перешли на новый формат календаря. Особое сопротивление оказывала Константинопольская церковь и подчиненные ей патриархаты. И хотя попытки перейти на григорианский календарь были и в Средневековье, большинство православных церквей признали новое летоисчисление лишь в 1924 году после проведения Великого православного конгресса в Стамбуле. Но и здесь не обошлось без «оговорок»: новое летоисчисление хотя и почти полностью совпадает с григорианским календарем, но названо было «новоюлианским». Таким образом, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Румынский патриархаты, Болгарская православная церковь, Польская и Греческая православная церковь отмечают «неподвижные» праздники по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским до 2800 года.
Тогда как всего четыре церкви живут по старому юлианскому календарю: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, а также афонские монастыри и православные и греко-католики Украины.
Интересно то, что с 2100 года все православные, которые придерживаются «старого летоисчисления», станут свидетелями очередного смещение дат на 1 сутки вперед. Ведь сама разница между календарями увеличится уже до 14 суток.
Противостояние мировоззрений?
На самом деле, если учитывать религиозный аспект, то никаких догматических или канонических правил относительно того, каким должен быть церковный календарь, нет. Украинцы – верующая нация, и очень тяжело воспринимает изменения в традициях, особенно если это касается религиозных праздников.
С другой стороны, религия в наши дни – вопрос не только лишь традиций духовных, но и во многом идеологических. То есть таких, которые не могут не учитывать мнения многих граждан, а значит, появляется широкое поле для дискуссий, манипуляций и политики.
Так, в период с 1 сентября 2015 года по 27 декабря 2016 года на официальном сайте Президента Украины было обнародовано 10 электронных петиций по поводу празднования Рождества 25 декабря. 8 петиций не были поддержаны из-за недостаточного количества подписей (необходимо собрать 25 тысяч), еще 2 петиции имеют достаточное время для продолжения сбора подписей (зарегистрированы 11 ноября и 27 декабря прошлого года). В пояснениях к зарегистрированным петициям говорится о мотивациях разного рода: «так как мы живем по григорианскому календарю», «отделиться от двойных советских стандартов», «Украина должна праздновать Рождество с Европой», «праздновать Рождество со всем христианским миром» и другие. То есть, как видим, большинство петиций относительно перенесения даты празднования Рождества связаны именно с идеологическим аспектом и здравым смыслом, и в меньшей степени – с религиозными обстоятельствами.
Кроме Украинской православной церкви Московского патриархата, другие украинские церкви (которые, конечно, не признаются Русской православной церковью как канонические) не видят условных препятствий для переноса даты празднования Рождества на 25 декабря. Так, одобрительно откликнулись на такую идею в УГКЦ и УПЦ Киевского патриархата, хотя с условием о том, что инициатива о реализации подобного решения должна исходить от самих верующих. Ну и, конечно, существует консенсус относительно того, что решение о переносе празднования должны принять одновременно все конфессии внутри всей христианской общины в Украине. Например, это может произойти на уровне Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.
Политический аспект
Конечно, политики не могли оставаться в стороне такого важного идеологического вопроса. Так, еще в минувшем году секретарь СНБО и протестант по своему вероисповеданию Александр Турчинов на своей странице в Facebook однозначно высказался за перенос празднования Рождества на 25 декабря:
В конце декабря прошлого года 24 народных депутата от фракций БПП, «Народного фронта», «Самопомощи» и РПЛ внесли на рассмотрение парламента законопроект №5496 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно праздничных и нерабочих дней». Целью законопроекта является признать 25 декабря официальным праздничным днем в Украине.
«Согласно статистическим данным департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины (отчет о сети церквей и религиозных организаций в Украине по состоянию на 01.01.2016 г.), около 23172 действующих религиозных православных, греко-католических и других христианских общин отмечают Рождество Христово 7 января по юлианскому календарю. Вместе с тем на сегодня в Украине насчитывается около 11 тысяч религиозных католических и протестантских общин, что составляет около 30% от всех религиозных организаций Украины, которые празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, то есть 25 декабря. Таким образом, значительное количество верующих Украины отмечают этот религиозный праздник в другой день, чем определен на законодательном уровне как выходной день. Кроме этого, в целом в мире большинство христианских церквей отмечают Рождество Христово именно 25 декабря», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Хотя законопроект так и не был рассмотрен Верховной Радой в 2016 году, на государственном уровне народные депутаты предлагают украинцам альтернативу – праздновать Рождество дополнительно 25 декабря. К слову, по подобному сценарию пошли в соседних Молдове и Беларуси, а также в Албании, где верующие имеют возможность отпраздновать то Рождество, которое им нравится. С одной стороны, государство и не вмешивается в церковно-религиозные дела, с другой – учитывает права всех верующих в связи с их обрядами. Конечно, подобная практика должна носить характер так называемого «переходного периода», впрочем, во временных рамках подобные изменения могут длиться десятилетиями.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»