Подведение политических итогов спустя такой, в общем-то, короткий период, как три года, – вещь неблагодарная: трансформировать страну до неузнаваемости за это время невозможно, «втолкнуть» ее в выгодный экономичный или политический союз – увы, тоже. Но вот начать эффективные реформы за три года политикам вполне под силу. Начать. И не изменять выбранному курсу несмотря на кумовство, давние деловые и коррупционные связи… Собственно, в этом и кроется главная причина разочарования: как ни крути, во многих сферах реформирование происходит, что называется, косметически. Даже пришедшие на волне всеобщего энтузиазма истые реформаторы либо со скандалами уходят, устав бороться с системой, либо становятся частью этой самой системы.
Впрочем, конечно, некоторые, особо усердно раскачивающие постмайданную Украину личности, видимо, ожидали уж совсем мгновенных трансформаций, тогда как состояние страны лишь усугубилось ввиду как внутренних так и внешних факторов, и, конечно, ввиду длящейся третий год подряд войны… Что делать и как разобраться в сложившейся ситуации? Как продолжать бороться за будущее страны, но и не «сеять зраду»? Пожалуй, выход только один – опираться на факты.
В силу объективных причин, «Слово и Дело» не может считать себя истиной в последней инстанции и давать оценки. Но мы можем показать, каким образом выполнение либо невыполнение тех или иных обещаний. озвученных во время и в связи с Евромайданом, повлияло на судьбу страны. Именно они, по нашему мнению, являются мерилом того, что для украинских политиков, пришедших ко власти на крови Небесной Сотни, представляет настоящий интерес.
Наказание преступлений режима
Расследование дел разгона и расстрелов Евромайдана, так же, как и других преступных действий предыдущей власти – дело чести всех постреволюционных политиков. По крайней мере так заявляют они сами. Однако на деле все выглядит несколько иначе.
Так, глобально, из выполненного по расследованию преступлений против участников Евромайдана и наказания виновных – только анонсированный Турчиновым роспуск спецподразделения «Беркут», создание во времена Шокина единого реестра преступлений против Евромайдана, внесение им же в Верховную Раду законопроекта о возвращении в Украину незаконно выведенных средств должностных лиц режима Януковича, а также создание в парламенте по требованию Игоря Луценко временной следственной комиссии для расследования преступлений против участников Революции Достоинства. От последней, впрочем, толку оказалось немного.
Нельзя сказать, что для расследования и наказания преступлений времен Революции Достоинства ничего не делается. Они ведутся, и даже проходят суды над отдельными их исполнителями. Однако когда речь заходит о заказчиках – оказывается, что для того, чтобы их наказать, у наших правоохранительной и судебной систем либо короткие руки либо слабое зрение...
Так, еще будучи и. о. министра внутренних дел, Арсен Аваков в феврале 2014 года пообещал поймать Януковича... как мы знаем, ловит и до сих пор. Александр Турчинов также пообещал найти виновных в расстрелах на Майдане, однако сделать это оказалось не так просто, как казалось в феврале 2014 и. о. Президента. Юрий Луценко, став генеральным прокурором, даже заявил, что не будет повышать зарплату работникам Генпрокуратуры, пока они не вернут средства, похищенные Януковичем. Самого Януковича, как и всех его приспешников и участников разгона Майдана, Луценко обещал судить – очно или заочно. Вот только сначала надо доказать их вину, а это оказалось совсем непростым делом. Пока он даже не может убедить Раду проголосовать за снятие неприкосновенности с Новинского (а между тем ранее генпрокурор обещал что аналогичные представления будут и по другим депутатам-предателям, имен которых он впрочем не назвал). Поэтому и перспектива обещанной им передачи дела Януковича в суд до конца 2016 года также выглядит довольно призрачно.
Тем более, что к Луценко с подобными задачами не смогли справиться несколько предыдущих генеральных прокуроров, в частности Виталий Ярема и Виктор Шокин. Да и министру внутренних дел Арсену Авакову тоже нечем хвастаться: он до сих пор не смог даже наказать виновных в разгоне демонстрантов 30 ноября 2013 года.
Очищение власти
Естественно, что после всего, что произошло на Майдане и привело к аннексии Крыма и войны на Донбассе, главным желанием украинцев было отстранение от власти тех, кто стал этому причиной. Под горячую руку должны были попасть как непосредственные соратники Януковича, так и их давние союзники – коммунисты. Однако люстрация вышла, мягко говоря, избирательной. Как так? Взгянем на обещания политиков.
К сожалению, среди важнейших обязательств, посвященных теме очищения власти, выполненных немного. Одно из них принадлежит Арсению Яценюку, в декабре 2013 года – главе фракции «Батькивщины» – и касается принятия закона о люстрации. Другое – Егору Соболеву, который обязался создать открытый реестр лиц, избежавших люстрации.
Позже Соболев пообещал, что организует «восстание против системы Януковича», если закон о люстрации будет отменен. Формально закон действует, поэтому и обещание пока в процессе. Как и многие другие обещания, связанные с люстрацией. Например – участника Евромайдана Владимира Парасюка или премьер-министра Владимира Гройсмана, который обещал очищение судебной и правоохранительной ветвей власти. И эта тема, кстати, требует особого внимания, учитывая количество обещаний политиков, связанных с ней.
Так, министр внутренних дел Аваков, как и обещал, завершил в этом году переаттестацию полиции. Правда, оказалась она избирательной – то ли в результате саботажа процесса работниками на местах, то из-за недостаточной воли руководства МВД... Дальше в правоохранительной иерархии следует прокуратура. Обещание Егора Соболева о полном обновлении прокурорского корпуса пока в процессе выполнения, как и обязательства Юрия Луценко уволить из ГПУ 400 старых кадров. Следующий этап – власть судебная.
Сказано было о ее очищении очень много, сделано – очень мало. Несмотря на все обещания политиков, ни для кого в стране не секрет, что именно суды являются слабым местом отечественной системы наказаний и форпостом «преступников в законе». Обновление судейского корпуса в свое время обещали и то же Егор Соболев, и Леонид Емец и еще много влиятельных политиков. Первый шаг к этому – принятие закона о судоустройстве и статусе судей, а также ограничение их неприкосновенности – сделан, однако перспектива самого обновления до сих пор остается призрачной. Обещанную заместителем главы президентской Администрации Борисом Филатовым процедуру оценивания служители Фемиды до сих пор не прошли, и обещанные Порошенко процессы назначения новых судей Конституционного и Верховного судов по разным причинам пока так и не состоялись.
Борьба с коррупцией
В этом вопросе, благодаря введению электронного декларирования и созданию целого ряда антикоррупционных органов, Украина продвинулась едва ли не больше всего (после реформирования силовых структур, в частности, полиции и армии). Однако количество не всегда тождественна качества. И далеко не все обещания по этому поводу выполнены.
Так, реализованными являются обещания ряда политиков о создании Национального антикоррупционного бюро. Их давали многие, однако первыми были Виктор Чумак и Юлия Тимошенко. Ввести обязательную проверку деклараций чиновников еще в 2014 году пообещал нынешний народный депутат Андрей Тетерук, а Егор Соболев, в свою очередь, пообещал запустить технологию совместного контроля за соответствием состояния чиновников их официальным заработкам. Другой нардеп – Виктория Сюмар – предложила инициировать обновление антикоррупционного законодательства через раскрытие структуры собственности предприятий к каждому конкретному бенефециару. Все эти обещания выполнены благодаря созданию и работе НАБУ, НАПК и САП. Кстати что касается Антикоррупционной прокуратуры, то к ее запуску приложил руку и Президент. Он смог выполнить свое обещание о начале антикоррупционным прокурором Назаром Холоницким работы до 1 декабря 2015 года. А тот в свою очередь заявил, что уже в первой декаде марта 2016 года передаст в суд обвинительные акты против ряда судей – и свое слово сдержал. Вот только провести в середине марта обещанный конкурс на должности прокуроров САП Холодницкому так и не удалось.
И хотя создание мощного антикоррупционного органа – НАБУ – все-таки состоялось, и это несомненный позитив, не обошлось в этой истории и без ложки дегтя. Прежде всего в плане сроков реализации проекта: сначала Петр Порошенко говорил, что Бюро будет создано в январе 2015 года, а затем несколько раз откладывал выполнение этого обещания, пока Бюро не было создано аж 16 апреля. Да и начать полноценные расследования в октябре того же года, как это обещал Президент, НАБУ не смогло. В январе 2016-го, когда, по словам Артема Сытника, Бюро должно было быть сформировано на 90%, готовность его составляла всего 68%.
Ассоциация с ЕС
Именно неподписание Виктором Януковичем на саммите в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом стало поводом для протестов в Киеве осенью 2013 года. Поэтому для следующего поколения украинских политиков его подписание и ратификация стали едва ли не самоцелью. Поскольку Соглашение об ассоциации с Украиной ратифицировали не все европейские страны (остались только Нидерланды, жители которых отказались поддерживать ассоциацию с Украиной на референдуме весной этого года), то и обещания относительно нее нельзя считать реализованными до конца. Хотя свою часть работы в этом направлении Украина выполнила (ратифицировала Соглашение в парламенте, как обещал Турчинов, и добилась запуска экономической ее части с января 2016 года, как обещал Климкин), убедить всех европейцев в готовности Киева к партнерскому сотрудничеству с Брюсселем пока не получилось.
Тем временем продолжают раздаваться новые обещания об ассоциации с ЕС. Например, министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что пересмотра текста Соглашения не будет, а вице-премьер по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе – что до конца 2016 года будет запущена система мониторинга обязательств Украины в рамках Соглашения.
Некоторые политики пошли даже дальше и заявили, что после ратификации Соглашения об ассоциации Украина сможет стать членом ЕС. Об этом говорили Климкин, Турчинов и Тимошенко, не уточняя, правда, когда именно. А вот Президент оказался более четким и заявил, что наша страна войдет в Европейский Союз до 2025 года.
Безвизовый режим
Еще одно из романтических мечтаний участников Евромайдана – возможность свободно путешествовать по Европе. Как и в вопросе с ассоциацией, европейцы уже долго водят Киев за носа, обещая «безвиз» после выполнения тех или иных требований. Однако осенью и в Украине, и в Европе признали – украинское правительство выполнило все, что от него требовалось. И теперь вопрос уже действительно не в Украине, а во внутренних делах ЕС.
Как бы то ни было, все это наносит непоправимый вред имиджу отечественных политиков, от которых народ ждет хотя бы такого символического результата реформ, как безвизовый режим. В первую очередь – от Главы государства, для которого обещать «безвиз» стало уже привычным делом. Впервые он сделал это еще накануне президентских выборов 2014 года, когда заявил, что право безвизовых путешествий в Европу появится у украинцев до конца первого года его президентства. Затем Порошенко неоднократно заявлял, что Украина выполнила все требования для получения желаемого «безвиза», преимущества которого граждане Украины должны скоро почувствовать. Последним сроком принятия соответствующего решения, который назывался, стал октябрь-ноябрь этого года. 20 октября президент подчеркнул, что исторического решения ждать осталось совсем недолго и до конца 2016-го Украина его точно получит.
То же самое заявляли недавно и премьер-министр Владимир Гройсман с министром иностранных дел Павел Климкин. Гройсман, правда, ранее уже обещал, что сделает все, чтобы до 1 января 2016 года устранить законодательные препятствия для введения безвизового режима с ЕС. Однако, будучи главой Верховной Рады, он так и не смог тогда заставить депутатов принять все решения, необходимые для либерализации визового режима с Евросоюзом. Более того, он даже не смог вовремя опубликовать план законодательного обеспечения «безвиза».
Много соответствующих обещаний дали народные депутаты. В частности, введение безвизового режима с ЕС уже в этом году пообещали Андрей Парубий, Владимир Арьев, Ирина Геращенко и Антон Геращенко. Пока единственным выполненным обещанием из этого списка может похвастаться разве что спикер парламента: в декабре 2015 года Андрей Парубий прогнозировал, что Киев получит положительное заключение Еврокомиссии по этому вопросу, и был прав.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»