С начала мая по всей Украине начинается очередной этап реформы государственной службы. На этот раз, кроме поднятия окладов чиновникам, ожидается и новый подход к конкурсному отбору на должности.
Новый подход в работе госслужбы – пожалуй, одна из самых фундаментальных реформ, осуществления которой ожидают граждане. Ведь внедряемые изменения должны коснуться жизни каждого украинца и должны поменять философию отношений между государством и гражданином.
Новый закон «О государственной службе», преодолевая яростное сопротивление системы, был принят в конце 2015 года. Почти все его нормы были положительно оценены экспертами. Общее направление в подходе к реформированию госслужбы действительно революционный: речь идет об уничтожении «связи» между политиком и чиновником, и создания качественной сервисной услуги. В общем, речь идет о 4 основных аспектах:
вводятся неполитические должности государственных секретарей, которые не будут полностью зависеть от министров и их политической принадлежности;
вводится исключительно конкурсный отбор на все должности государственной службы;
происходит деполитизация должностей государственной службы;
вводятся серьезные изменения в формировании должностных окладов чиновников, к тому же, некоторые льготы, наоборот, значительно сокращаются.
В конце апреля этого года четверо народных депутатов, якобы не без содействия Администрации Президента, уже пытались внести законопроект о приостановлении реформы госслужбы. В это же время по инициативе Кабмина был внесен еще один законотворческий акт, предусматривающий существенное сокращение количества госслужащих, внося и определенные изменения в распределение полномочий между правительством и Президентом. Не приведут ли такие действия к очередному политическому кризису?
Реформа на марше
В этом месяце главные изменения коснутся повышения должностных окладов для госслужащих и новых подходов к конкурсам.
Должностные оклады государственных служащих вырастут всего на 10%. Но это только первый шаг: реформа продлится 2 следующих года и зарплата чиновников должна вырасти более существенно. Так, по словам вице-премьер-министра Павла Розенко, на первом этапе рост окладов должен составить:
– в госорганах центрального уровня – от 3,6 тысяч до 12 000 гривен;
– в областях – от 2,5 тысяч до 10 000 гривен;
– на районном уровне – от 1,7 тысяч до 8 600 гривен.
Основная задача состоит в том, чтобы изменить саму логику нынешней оплаты труда госслужащих, по которой оклад составляет 30% зарплаты, тогда как различные надбавки - 70%. Подобная система является источником коррупции, неэффективного и волюнтаристского подхода к оплате труда чиновников. Новый закон «О государственной службе» предусматривает, что с 1 января 2017 минимальная зарплата госслужащего будет составлять не меньше двух минимальных заработных плат (с 1 мая этого года она составит 1450 грн.).
Еще одно существенное нововведение - система конкурсного отбора на должности. Согласно ей, конкурс на замещение государственной должности предусматривает 9 этапов и 4 уровня оценки компетенции кандидата: предварительное рассмотрение представленных документов на конкурс на соответствие требованиям закона, тестирование, решение ситуационных заданий, собеседование. При этом тестирование должно проходить в электронном режиме, а кандидат, чтобы получить высокий балл, должен дать верный ответ на 32 из 40 тестовых вопросов.
Процедурой отбора чиновников высшего звена будет заниматься Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Сейчас между ветвями власти продолжается борьба за рычаги влияния на ее полномочия. Так, согласно новому закону «О государственной службе», Президент фактически теряет влияние на назначение руководителей местных государственных администраций. Отныне именно по решению Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы Кабмин вносит представление Президенту, после чего последний назначает их на должности. Недавние попытки отдельных нардепов приостановить действие закона «О государственной службе» как раз и были связаны с возможностью внести в него изменения, которые бы позволяли назначать руководителей местных госадминистраций на основании решения специально созданной комиссии при Администрации Президента. То есть одними чиновниками высокого ранга должна заниматься общая Комиссия, созданная коллегиальным путем из 12 членов (1/3 которой формируют представители общественности, а 2/3 - от Верховной Рады, Кабмина и АП). Тогда как подбором глав местных администраций якобы должна заниматься специально созданная для этого комиссия при АП. Впрочем, пока что профильный парламентский комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления не поддержал внесение подобных изменений в закон в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады.
Новые правила от Кабмина
Однако и это еще не все. Правительство подготовило свои изменения в ряд подзаконных актов, которые должны быть приняты для выполнения закона «О государственной службе». Все нововведения перечислены в законопроекте №4526, который был внесен в парламент по инициативе Кабмина уже под руководством премьер-министра Владимира Гройсмана.
В частности, документ предусматривает и сокращение количества государственных чиновников путем изменения их статуса в ряде законодательных актов о государственных органах. Так, в правительстве планируют лишить статуса госслужащих главы и членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, членов Центральной избирательной комиссии, членов Счетной палаты. Планируется лишить статуса госслужащих работников коммунальных и государственных СМИ.
Кроме того, в документе предлагается лишить главу ЦИК полномочий назначать и увольнять руководителя Секретариата ЦИК, Службы распорядителя Государственного реестра избирателей и других должностных лиц. А вот работникам офиса Уполномоченного по правам человека, Пенсионного фонда и его территориальных органов предлагается предоставить статус госслужащих.
Однако законопроект вносит и ряд интересных особенностей в распределении полномочий между ветвями власти. Несколько интересных особенностей законопроекта касаются статуса руководителей СНБО, Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. В частности, в законе «Об СНБО» предлагается убрать упоминание о том, что правовой статус главы ведомства определяется Президентом согласно закону о госслужбе. Тогда как аппарат СНБО, согласно изменениям, будет возглавлять руководитель, который будет иметь статус госслужащего.
Существенные изменения коснутся назначения и увольнения глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. Согласно нормам предложенного законопроекта, предполагается, что эти руководители ведомств будут назначаться по представлению премьер-министра и освобождаться от исполнения полномочий по решению Верховной Рады. До сих пор глав АМК и ФГИ назначали и увольняли с должности по представлению Президента, подкрепленного согласием парламента. Так же, как и в остальных государственных органах, в АМК появится должность руководителя аппарата.
Но пока все переформатирования на государственной службе не решают 2 главных вопроса: где найти профессиональных государственных служащих с новыми подходами к работе и не имеющих отношения к старым коррупционным схемам и как будет происходить сотрудничество между политическими назначенцами и госсекретарями? Ведь зарплата чиновников, хотя и будет увеличиваться в последующие 3 года, не является основным мотивационным фактором для действительно профессиональных специалистов. Можно предположить, что должности госсекретарей займут не профессиональные чиновники, а вчерашние партийные функционеры, которые будут оставаться верными той или иной политической силе.
Похоже, настоящее решение вопросов мотивации государственных служащих и поиска квалифицированных кадров отложено на потом, а пока происходит перераспределение полномочий и первые неуверенные попытки наладить новый механизм управления государственными структурами.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»