Ведение бизнеса в Украине - процесс сложный, а порой и вовсе не прогнозируемый. Причина такого положения дел, как правило, вовсе не в отсутствии рынков сбыта, возможностей для развития и капитализации, или квалифицированного персонала.
Прежде всего, речь идет о незащищенности прав собственности, что систематически подпитывается коррупционной составляющей. Часто эти процессы сопровождаются недобросовестной системой принятия судебных решений и заинтересованной политической составляющей.
В начале нового года, во время традиционного Всемирного форума в Давосе, об этих же системных проблемах присутствовавшим на событии представителям украинской власти отметили влиятельные западные политики, всемирно известные общественные деятели и бизнесмены. Мол, нечего говорить о борьбе с коррупцией, демонстрируя безупречные презентации созданных на территории Украины невероятного количества органов по борьбе с коррупцией. Так, экс-президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу во время форума отметил необходимость наконец перейти от разговоров к делу. «Если не решите проблему коррупции, то международное сообщество, ЕС, США не смогут принять ваши успехи», - отметил он в разговоре с представителями украинского политикума во время так называемого «Украинского завтрака» в рамках всемирного экономического форума.
Ведь речь идет о понятных правилах игры и борьбу за капитал: Украина должна продемонстрировать всем мировым инвесторам свою привлекательность для ведения прибыльного бизнеса. Без капитала и инвестиций никакие реформы не дадут положительного эффекта. В свою очередь, инвесторы должны увидеть одну важную вещь: в Украине право собственности является гарантированным, а бизнес-климат понятен и работает по определенным «правилам игры».
Бизнес с элементами рейдерства
Однако в истории бизнес-конфликтов, пожирающих экономику Украины в течение последних 25 лет, о прибыли, как правило, речь не идет. Скорее речь идет о сверхприбыли, которую при определенных удобных обстоятельствах можно быстро и беспрепятственно вывести в оффшоры, после чего с чистой совестью «похоронить» предприятие. Бизнес, которому удалось выжить вопреки этим обстоятельствам, непременно поглощают длительные корпоративные конфликты, которые часто сопровождаются рейдерскими захватами, судебной волокитой, информационными войнами и остановкой мощностей предприятия.
Понятно, что в таких условиях речи не идет о развитии инвестирования и благоприятного бизнес-климата. Страдают прежде всего местные бюджеты, которые недополучают налоги, и сотни безработных граждан, которые вынуждены искать другие заработки в то время, как владельцы выясняют отношения.
Но самое интересное в этой истории – та самая политическая составляющая, которая всегда присутствует в такого рода рейдерских схемах. Вспомним ситуацию с полугосударственной «Укрнафтой», где интерес бизнес-империи Игоря Коломойского вылился в громкий корпоративный конфликт. Решить вопрос помог многострадальный закон «Об акционерных обществах», после чего аппетиты группы «Приват» в получении сверхприбылей от удачного «менеджирования» государственной собственностью удалось погасить. Ситуация еще далека от разрешения. И без политиков в этом конфликте, конечно, не обошлось.
Похоже, та же история повторяется и с многострадальной фабрикой «Житомирские ласощи». История настолько запутана, что определить правоту обеих сторон рядовому свидетелю событий крайне трудно, ведь в свое время каждая сторона прибегала к действиям за пределами закона. Недавно корпоративный конфликт между двумя собственниками разгорелся с новой силой, и дошел до прямых столкновений и криминальных разборок. Во время одной из них накануне Рождества правоохранители задержали около 130 участников противостояния. При этом и силовые органы, и центральная власть, и власть на местах демонстрируют ситуативную обеспокоенность в решении конфликта, из-за которого страдают прежде всего рядовые житомиряне, которые работают на фабрике, и бюджет города, который недополучает многомиллионные налоги.
Сращивание политики и бизнеса в ситуации вокруг фабрики началось еще в середине 2000-х. Во время президентских выборов 2010 года руководство предприятия поддержало кандидата в президенты от партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко. Впрочем, в то время главой государства стал ее главный оппонент - Виктор Янукович. Приход команды 4-го Президента ничего хорошего для бизнеса не обещал, тем более, что руководство фабрики предварительно поддержало его прямого политического противника. Уже после выборов, не без участия бывшего соратника Тимошенко и в то время заместителя главы Администрации Президента Виктора Януковича Андрея Портнова, контрольный пакет акций предприятия перешел к новому владельцу - Игорю Бойко, который до корпоративного конфликта был управляющим предприятием.
Перешел благодаря интересной схеме: суды удовлетворили иски двух обладательниц небольшого количества пакетов акций по незаконной эмиссии ценных бумаг предприятия в далеком 1999 году, во время которого якобы не были учтены интересы собрания акционеров. Большинство акций ЗАО «Житомирские ласощи» таким образом «растворились» в новом предприятии ОДО «ЖЛ».
Рейдерский захват произошел не без участия еще одного политика с орбиты Юлии Тимошенко - на то время главы Житомирской областной организации партии «Батькивщина» Сергея Пашинского. Новый владелец фабрики Игорь Бойко (за которым якобы стоят интересы других влиятельных политиков - среди конечных владельцев являются оффшорные компании, что является очень распространенной схемой для подобного рода рейдерских захватов) уже успел сообщить СМИ, что семье Пашинского принадлежит около 15% фабрики.
Уже сейчас Бойко этого не скрывает, ведь сам стал жертвой корпоративного конфликта: в ноябре ОДО «ЖЛ» было просто исключено из Единого государственного реестра предприятий. Государственный регистратор Житомирского городского управления юстиции просто снял с регистрации третью по рейтингу кондитерскую фабрику Украины, воспользовавшись решением Тернопольского суда. По похожей схеме 2010 года бывшая акционерка фабрики Нина Грущак сумела убедить судей в том, что ЗАО «Житомирские ласощи» было ликвидировано неправомерно. И теперь формально бывшие «старые-новые» владельцы ЗАО во главе с Юрием Лищинским якобы имеют право вернуть себе в собственность предприятие со всеми производственными мощностями, чем они и воспользовались.
Сейчас работа предприятия заблокирована, хотя стороны конфликта вроде договорились о перемирии, в результате которого планируется достичь хотя бы какого-то консенсусного решения.
При чем тут Минюст?
Не углубляясь в дебри конфликта, следует учесть позицию правоохранительных органов и Минюста. Во-первых, очень неоднозначно выглядит решение уволить с работы регистратора, который просто по решению суда исключил из реестра одно из крупнейших предприятий Житомирщины, заблокировав его работу. Это привело к корпоративному конфликту с новыми рейдерскими захватами и блокированием работы предприятия как хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, Минюст не решает конфликт, а только его затягивает. Так, после неоднозначной истории с регистратором, стало известно и об увольнении начальника главного управления юстиции Житомирской области Олега Горая. Однако совершенно очевидно, что подобные поступки являются недостаточными для возобновления работы предприятия. Фактически, для восстановления ОДО «ЖЛ» в реестре нет никаких законодательных препятствий. Но органы юстиции, нарушив все возможные нормы закона, почему-то не спешат исправлять свои ошибки.
Рейдерский почерк захвата предприятия не перепутать ни с чем, ведь именно в день исключения ОДО «ЖЛ» из Единого реестра туда уже направились автобусы со знаменитыми «титушками». Поэтому Минюст не мог не вмешаться в ситуацию: логичным сейчас выглядит шаг с восстановлением статуса-кво, которое состоит в возобновлении предприятия в реестрах. Такие действия позволят в дальнейшем представителям правоохранительных органов расследовать данный конфликт.
Действия силовиков вообще трудно объяснить логически, ведь для урегулирования ситуации на предприятие прибыли даже вооруженные до зубов нацгвардейцы. Впрочем, они никоим образом не помешали сторонам прибегнуть к силовым сценариям противостояния и таки позволили проникнуть на территорию фабрики представителям ЗАО «Житомирские ласощи».
Правда, председатель наблюдательного совета ОДО «ЖЛ» Игорь Бойко намекает на политический след в этой истории. Мол, тот же Сергей Пашинский, семья которого ранее имела коммерческий интерес в деятельности фабрики, на этот раз сыграл в пользу предыдущего владельца, которого фактически отстранили от дел в 2010 году. По словам Бойко, за свои прежние услуги политик пожелал большей доли собственности в предприятии. Когда тот ему отказал, начались проблемы. Конечно, тот факт, что связь с политическими соратниками Сергея Пашинского из «Народного фронта», которые сейчас возглавляют МВД и Минюст – Арсеном Аваковым и Павлом Петренко, – стала весьма не лишней.
Интересно, что сам Сергей Пашинский, находясь в статусе и. о. главы Администрации Президента сразу после побега команды Януковича в 2014 году, руководил специально созданной Рабочей группой по противодействию рейдерству. Именно эта группа наработала решения по антирейдерских мероприятиях по ряду предприятий, захваченных таким способом во время руководства страной экс-президентом Виктором Януковичем. Конечно, как уже можно догадаться, фабрика «Житомирские ласощи» была в этом списке.
Хуже всего в такой ситуации является то, что каждый день, неделю, месяц фактического простоя крупного предприятия - верный путь к его окончательному уничтожению. Даже в случае идеально быстрого правового урегулирования конфликта, восстановить уровень производства и дистрибуции фабрики «Житомирские ласощи» хотя бы на уровне осени 2015 года, удастся минимум через год. Вполне вероятным итогом станет ситуация замороженного конфликта», который еще долго будет решаться в судах. В такой ситуации «Житомирские ласощи» могут повторить печально судьбу ЗАО «Одессакондитер», которая в настоящее время производит всего 350-400 тонн продукции в год. В свое время одесситы производили объемы продукции, соразмерные с прошлогодним количеством произведенной продукции «Житомирских ласощив». Не вдаваясь в сомнительные теорию, возможно предположить, что события вокруг Житомирской кондитерской фабрики пока больше всего выгодны конкурентам, которые, скорее всего, стремятся стать монополистами на кондитерском рынке Украины. Создание монополий на рынке - еще одна особенность ведения бизнеса «по-украински».
При таких условиях содействия частной инициативе надеяться на приход иностранных инвесторов не стоит. Пока государство и суды правовым способом не могут решить обычный корпоративный конфликт, продуцируя системный кризис в деятельности бизнеса, ни один из сознательных предпринимателей не захочет иметь дел на территории Украины. И никакие форумы в Давосе не помогут.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»