Процесс деолигархизации, о начале которого объявили все ключевые политические игроки послереволюционного периода, окончательно перешел из сферы экономических интересов государства в политическую плоскость. Новых обострений и сенсационных заявлений не избежать.
В одном из своих интервью западным СМИ Президент напомнил о том, что процесс деолигархизации означает возвращение отдельных активов крупного бизнеса в государственную собственность. В свою очередь, глава Кабмина Арсений Яценюк уже не раз отмечал, что наполнение государственной казны будет зависеть от успешного процесса приватизации и реприватизации. Пока что именно на эти действия власти до сих пор не решилась, пытаясь договориться с владельцами крупного бизнеса и активов.
Традиционно в постсоветских странах большой бизнес концентрировался возле сильного властного центра. В Украине за 25-летний период независимости такой однозначной традиции не сформировалось: олигархические интересы формировались по региональным и отраслевым принципам. Зато именно позиция Президента была определяющей в отношениях с теми или иными группами крупного бизнеса. И пока одни олигархи умело договаривались или уступали интересами, другие - объявляли войну.
Наиболее ожидаемым в 2016 году будет противостояние пропрезидентской команды с Игорем Коломойским. Последний имеет мощный финансовый, медийный, а с недавних пор - и политический ресурс для подобных соревнований и отстаивания своих бизнес-интересов. Партия «УКРОП», которую возглавил соратник Коломойского Геннадий Корбан, на местных выборах 2015 года сумела продемонстрировать хороший результат. Кроме того, с Коломойским связывают ряд других политических проектов, которые еще в достаточной мере не проявили себя.
Войны компроматов
Конфликт между Президентом и бывшим главой Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским тянется с весны 2015 года. Причина конфликта - чисто экономический интерес, ведь бизнесмен не захотел делиться влиянием и захотел уберечься от потери полугосударственной компании «Укрнафта». Впрочем, парламент сумел опрокинуть чашу весов в пользу государственных интересов и принял закон «Об акционерных обществах», после чего группа компаний «Приват» фактически потеряла влияние на «Укрнафту». Длительный полукриминальный конфликт между властью и бизнесменом продолжается до сих пор, однако сейчас он набрал очертания чисто политического противостояния.
В конце 2015 года в одном из своих интервью Игорь Коломойский рассказал о существовании публичных и письменных договоренностей между ним, Президентом и премьер-министром, свидетелями которой стали глава СНБО, глава АП и министр внутренних дел. Мол, перед увольнением с должности председателя Днепропетровской ОГА, бизнесмену удалось договориться о так называемой «дорожной карте» отношений между ним и властью. Документ предусматривал экономическую, политическую и личную часть: он очертил детали назначения председателей государственных корпораций, а также работы подконтрольных Игорю Коломойскому СМИ. Кроме того, по словам Коломойского, премьер и Президент якобы лично гарантировали то, что его соратников - Геннадия Корбана, Бориса Филатова, Святослава Олийныка, Игоря Палицу и экс-главу «Укртранснафты» Александра Лазорко - не будут преследовать.
Ключевой вопрос: действительно ли существовал сам факт таких договоренностей? Вообще «войны компроматов» имеют давнюю природу в украинской политике, однако ни один из громких «каминг-аутов» так и не нашел подтверждения соответствующими фактами. Так, в 2000 году Украину всколыхнул «кассетный скандал» с так называемыми «пленками Мельниченко». В 2008 году стало известно о договоренности между «БЮТ» и «Партией регионов» о создании так называемой «широкой коалиции» в парламенте. В постреволюционный период 2014 года - в Венском суде другой бизнесмен Дмитрий Фирташ сообщил о существовании договоренностей о политической поддержке между ним, действующим Президентом Петром Порошенко и действующим главой КГГА и мэром столицы Виталием Кличко.
Рассказав о конфиденциальных подробностях своей договоренности с властью, Коломойский надеется только на политический эффект подобных заявлений. Ведь пока что никаких доказательств он не предоставил, хотя и обещал их обнародовать во время судебного разбирательства в Лондоне в деле о предоставлении политического убежища его соратнику Александру Лазорко. «Он сейчас оформляет политическое убежище в Лондоне. Насколько я знаю, работает с миграционными адвокатами. Дело против него - политическое преследование, потому что он был частью политической договоренности, заключенной при моей отставке», - рассказал об обстоятельствах эмиграции своего соратника Игорь Коломойский в конце ноября.
Впрочем, сделать из себя жертв политических преследований бизнесмену и его команде будет крайне трудно, ведь и Президент, и премьер-министр официально опровергли факт подобных договоренностей. Об этом сообщил народный депутат, а с недавних пор и один из активных соорганизаторов так называемой «антикоррупционной платформы» внутри фракции «БПП» Мустафа Найем. С официальными депутатскими запросами он обратился сначала к Администрации Президента, а затем - и к премьер-министру, чтобы те подтвердили или опровергли факт подобной сделки с Коломойским. Как и следовало ожидать, в официальных ответах и от АП, и от Кабмина заявления бизнесмена подтверждения не нашли. При этом сам Найем сообщил, что готовит соответствующее обращение в НАБУ по дальнейшему расследованию противоречивых заявлений политиков.
По мнению большинства экспертов, безусловно, договоренности были. Их обнародование будет следующим этапом в политическом противостоянии. «Существование договоренностей с Фирташем также долгое время отрицалось. Там участвовали с одной стороны Порошенко и Ложкин, с другой - Кличко и Ковальчук, а с третьей - Фирташ и Левочкин. Но потом на летней пресс-конференции сам Президент показал письмо соглашения журналистам. Через некоторое время придется кому-то этот документ (договоренности с Игорем Коломойским - Ред.) показать, и он выплывет по аналогии с венскими договоренностями», - считает политолог Антон Круть.
Позиционные игры
В сложившейся ситуации невозможно не заметить смену позиционирования и реакцию премьер-министра. «Премьер-министр Украины действует от имени правительства Украины исключительно на условиях и основаниях, определенных законом Украины «О Кабинете министров Украины». Любые соглашения, которые подписываются от имени Украины, или решения правительства является публичными и публикуются на официальном сайте Кабинета министров Украины», - говорится в ответе Арсения Яценюка на официальный запрос нардепа Мустафы Найема. Отрицая существование тайных договоренностей, глава Кабмина подтвердил факт проведения переговоров с Игорем Коломойским и его бизнес-партнером Геннадием Боголюбовым «с целью решения вопроса управления обществом, а также по вопросу предарбитражных сообщений частных акционеров общества к государству Украина о взыскании 5 млрд долларов».
Напомним, именно пропремьерская фракция «Народного фронта» в начале прошлого года почти в полном составе не поддержала законопроект «Об акционерных обществах», не проголосовав за изменение кворума на собрании акционеров государственного предприятия. Именно тогда председатель комитета по экономической политике, «фронтовик» Андрей Иванчук пытался во что бы то ни стало сорвать голосование за законопроект. Впрочем, уже сейчас ситуация изменилась: Арсений Яценюк не стал играть на стороне Игоря Коломойского и вступать в конфликт с Президентом на его стороне.
О чем это может свидетельствовать? Опять же - о политических договоренностях, или об определенном «реверансе» в сторону пропрезидентской команды. К примеру, предметом договоренностей может послужить блокирование дальнейших расследований против соратника премьера, бывшего нардепа Николая Мартыненко, который досрочно сложил свои депутатские полномочия в конце декабря. Кроме того, пакет политических договоренностей с пропрезидентской командой может включать сохранение за Яценюком должности главы правительства и гарантирует иммунитет от отставок другим министрам по квоте «НФ» в Кабмине.
В политике подробности всех тайных переговоров со временем становятся публичными. Сам факт того, что представители власти и владельцы крупного бизнеса хотят и умеют договариваться не является чем-то постыдным в мировой практике ведения переговоров. Но то, станут ли эти переговоры предметом политического противостояния, полностью зависит от их участников. Похоже, что в украинских реалиях слишком тесного сосуществования бизнеса и политики никакие договоренности не являются обязательными для исполнения. Поэтому борьба за бизнес-интересы между теми политиками, которые получили власть, и теми, кто пытается любыми методами сохранить свое влияние, только усилится. И будет продолжаться до тех пор, пока в государстве не сформируется понимание ответственности политиков за государственные интересы с одновременным их разделением с интересами крупного бизнеса. Достичь этого на 100% невозможно, однако попробовать установить и сыграть по новым правилам стоит. Как это и происходит в большинстве успешных стран.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»