Россия в этом году увеличила количество диверсионный операций в Европе – взрывов, поджогов, убийств, кибератак и так далее. По мнению западных спецслужб, Кремль преследует две цели – сорвать поставки военной помощи Украине и посеять страх среди мирных граждан. Как сообщил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский, в Европе было зафиксировано 500 подозрительных инцидентов, и к сотни из них могут быть причастны российские спецслужбы. В британской МИ-6 подтверждают эти данные: Ричард Мур назвал кампанию российского саботажа в Европе «безрассудной». «Слово и дело» выделило несколько ЧП, которые нанесли ущерб безопасности союзников.
Британские спецслужбы подозревают, что без россии не обошлось в инциденте в городе Гласкод (Уэльс): в апреле там произошел взрыв на заводе по производству боеприпасов компании BAE Systems. Там производят в частности, артиллерийские системы L119 и M777, БМП CV90, которые активно используется украинской армией.
В мае в Берлине (Германия) произошел пожар на одном из крупнейших оборонных заводов Diehl Metal (производит, в том числе, системы противовоздушной обороны IRIS-T).
СМИ писали, что Германия расследует вероятность, что за пожаром могла стоять россия: якобы иностранная разведка предоставила спецслужбам конкретные доказательства причастности. Официально это не подтверждалось.
Через месяц после пожара в компании сообщили, что его причиной стал «технический дефект», который, впрочем, мог возникнуть из-за диверсии.
В конце августа в немецком городе Тройсдорф произошел взрыв на территории завода по производству взрывчатых веществ Diehl Defence. На следующий день после инцидента министр обороны Эстонии выразил мнение, что к нему может быть причастна россия.
Тоже в августе в Германии планировалась еще одна диверсия – отравление воды на военных базах – но ее смогли предотвратить.
На западе страны в течение нескольких дней на трех военных базах – в Кельне, Мехернихе, Гайленкирхене (там базируются самолеты-разведчики НАТО) – заметили повреждение заграждений вокруг резервуаров с питьевой водой.
На авиабазе в Кельне, которая, к слову, является важным логистическим узлом для оказания военной помощи Украине, сработал сигнал тревоги в системе водоснабжения. После этого возле резервуаров с водой заметили постороннего человека, который успел скрыться. В Гайленкирхене, как сообщалось, неизвестный также пытался проникнуть на территорию военного объекта.
Ряд проверок показал, что ни химического, ни биологического загрязнения воды не было.
В ноябре с разницей в несколько дней в Балтийском море были повреждены два телекоммуникационных кабеля – между Германией и Финляндией и между Швецией и Литвой. Из-за этого возникли проблемы со связью и интернетом.
Пострадавшие от инцидента страны подозревают диверсию.
Как рассказали источники Wall Street Journal, предварительное расследование показало, что кабели, вероятно, перерезали в исключительной экономической зоне Швеции, где они оба пересекаются на относительно узком участке. Повреждения от естественных причин практически исключены.
Одна из версий – кабели могло повредить китайское грузовое судно Yi Peng 3 под руководством российского капитана. В целом европейские правительства прямо говорят, что у россии есть и возможности, и «желание» для осуществления такой диверсии.
Напомним, в октябре 2014 года в Чехии возле села Врбетице произошел мощный взрыв на складах боеприпасов. Сначала этот инцидент назвали случайным, но расследование выявило причастность к делу российских спецагентов ГРУ.
В правительстве Чехии летом 2021 года подтвердили, что ко взрывам в Врбетице причастны российские спецслужбы.
В начале 2022-го канцелярия президента по ошибке уничтожила секретный документ о взрывах – там фигурировали имена агентов ГРУ Анатолия Чепиги и Александра Мышкина.
Тем не менее, в этом году полиция смогла подтвердить причастность российской военной разведки. Украинские правоохранители установили личности командного состава и сотрудников российских спецслужб, которые причастны к это диверсии. Они же ответственны за взрыв склада в Сватово Луганской области в 2015 году.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»