Россия с первого дня полномасштабного вторжения вышла за рамки каких-либо правил войны, но в ночь на 6 июня совершила беспрецедентное преступление – подорвала Каховскую ГЭС в Херсонской области. Последствия этой наибольшей за последние годы техногенной катастрофы – затопление десятков населенных пунктов, проблемы с питьевой водой, возможные засухи и загрязнение водоемов. Обмеление Каховского водохранилища создает также угрозы для Запорожской атомной электростанции – еще один опасный объект, который россияне «держат в заложниках», шантажируют им и создают там опасные ситуации. Поскольку россия, подорвав ГЭС начала принципиально новый этап войны, уже нельзя исключать и рукотворной аварии на атомной станции. Конечно, если мировое сообщество не отреагирует на нынешнюю катастрофу убедительно. «Слово и дело» решило проанализировать, что могло свидетельствовать о необратимости разрушения Каховской ГЭС и какие из этих тревожных признаков мы уже видели в Энергодаре.
В отличии от Каховской ГЭС самую большую атомную станцию в Европе, которая находится в украинском Энергодаре, оккупантам удалось захватить только в ночь на 4 марта.
Тут стоить отметить, что российские войска сразу пренебрежительно отнеслись к мерам безопасности на станции. Захвату АЭС предшествовали мощные обстрелы, было несколько попаданий в реактор и на станции возник пожар, который оккупанты не давали потушить.
После оккупации станции россияне разместили там свои войска (по последним данным Энергоатома, 3,5 тысячи человек) и военную технику – она стоит в машинных залах, на территории АЭС установлены ракетные комплексы, противовоздушные установки, на крышах реакторных отделений есть пулеметные гнезда. Все это, разумеется, подрывает нормы ядерной и радиационной опасности.
Находясь на территории Запорожской АЭС, оккупанты неоднократно создавали угрозы ее безопасности, в частности, систематически обстреливали, начиная с августа.
При этом, согласно дополнительному протоколу к Женевской конвенции (1977 год): «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения». То есть, подорвав Каховскую ГЭС, россияне совершили военное преступление. Действия оккупантов на АЭС в Энергодаре – тоже военное преступление.
Каховская ГЭС была заминирована оккупантами еще весной прошлого года, но в октябре было проведено дополнительное минирование шлюзов и опор. Как раз в этом время украинские войска проводили контрнаступление в Херсонской области
Тогда аналитики говорили, что россия может устроить теракт под чужим флагом, чтобы прикрыть или оправдать свое отступление в регионе. Об этом же тогда предупредил президент Владимир Зеленский. «Если российские террористы взорвут эту дамбу, то в зоне быстрого затопления окажутся более 80 населенных пунктов, включая Херсон. Сотни тысяч людей могут пострадать. Может быть разрушено обеспечение водой значительной части юга Украины. Этот российский теракт может оставить Запорожскую атомную станцию без воды для охлаждения – вода для ЗАЭС берется именно из Каховского водохранилища. Даже работа канала, который построен для поставки воды в Крым и о котором периодически якобы «пекутся» в Москве, будет полностью разрушена. А в целом разрушительные экологические, гуманитарные, техногенные последствия одного этого российского теракта могут стать такими, что его будут называть исторической катастрофой», – сказал он, обращаясь к Европейскому совету.
Запорожская АЭС, как бы это ужасно не звучало тоже была заминирована – ее энергоблоки и периметр.
В октябре россия начала обвинять Украину в якобы в подготовке ударе по дамбе Каховской ГЭС, как раз в этот момент ее войска готовили «непростые решения» в Херсоне.
Параллельно был вброшен фейк о том, что Украина создает «грязную бомбу». В Энергоатоме допустили, что на фоне этих заявлений россияне могут готовить акт ядерного терроризма на захваченной АЭС.
Осенью оккупанты продолжали обстрелы Запорожской АЭС, несколько раз она переходила в режим блэкаута.
В ноябре во время отступления с правого берега Херсонской области, оккупанты подорвали мост на Каховской ГЭС, сама дамба тогда не пострадала.
30 мая российские власти издали странный временный указ, внимание на который СМИ обратили уже после подрыва Каховской ГЭС. Постановление называется «Об особенностях применения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства рф в сферах промышленной безопасности опасных производственных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Один из пунктов предусматривает, что «до 1 января 2028 года техническое расследование аварий на опасных производственных объектах и аварий гидротехнических сооружений, произошедших вследствие военных действий, диверсий и террористических актов, не проводится».
Также там есть положения о том, что до 1 сентября 2023 года и до 1 марта 2024 года на объектах на оккупированных территория Украины не применяются часть пунктов российского законодательства «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений».
В ночь на 6 июня россияне подорвали дамбу Каховской ГЭС: в ВСУ заявили, что признаки подготовки к теракту были, но совершен он внезапно.
По словам секретаря СНБО Алексея Данилова, теракт был совершен с военной целью – предотвратить контрнаступление ВСУ на юге. Но, по его словам, когда оккупанты готовили подрыв дамбы, то не до конца просчитали последствия, поэтому пострадали и их силы.
Падение уровня воды в Каховском водохранилище несет угрозу для Запорожской атомной электростанции – вода для охлаждения реакторов берется именно оттуда. Пока, как заявили в Энергоатоме и МАГАТЭ, ситуация контролируемая. Кроме того, МАГАТЭ планирует усилить на станции свою присутствие.
Напомним, из инфографики «Слово и дело» можно узнать, что известно о Каховской ГЭС.
Кроме того, «Слово и дело» собрало факты, фотосвидетельства и прогнозы по поводу возможных последствий от совершенного россиянами экоцида.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»